Холдинг «Байт-транзит» остановил реализацию проекта создания в Новосибирской области логопарка «Север» на 200 тыс. кв. м. Инициатор планировал инвестировать в логопарк с низкотемпературными складами около 7 млрд руб. В компании объясняют заморозку проекта снижением деловой активности на рынке и увеличением стоимости кредитных средств. Эксперты отмечают, что низкотемпературные склады — специфический сегмент рынка и девелоперы не готовы строить их спекулятивно.
Строительные работы в логопарке «Север», который был заявлен как один из крупнейших в регионе, приостановлены. Об этом „Ъ“ рассказал директор ООО «Байт-транзит-континент» (компания является инициатором проекта) Алексей Шпикельман. «Когда проект будет разморожен — пока сказать сложно. Зависит от ситуации на рынке. Сейчас ведутся проектные и инженерные работы, строительство пока не планируем»,— сказал он. Компания заявила о реализации проекта в 2014 году. Планировалось, что логопарк общей площадью 200 тыс. кв. м разместится на площадке в 63 га недалеко от сортировочной железнодорожной станции Иня-Восточная к концу 2018 года. Как сообщали тогда местные СМИ со ссылкой на руководство холдинга, инвестиции в проект планировались на уровне 7 млрд руб.
Говоря о причинах заморозки проекта, господин Шпикельман отметил снижение деловой активности и низкий спрос на складскую недвижимость: «Текущая ситуация на рынке довольно тяжелая, есть излишек складских площадей». Еще одним фактором, по его словам, стала возросшая стоимость кредитных ресурсов. По данным первого заместителя директора «Байт-транзит-континента» Александра Шустина, компания успела вложить в проект не менее 1,6 млрд руб. «Готова первая очередь логопарка — это комплекс низкотемпературных складов площадью более 19 тыс. кв. м. Резидентом первой очереди является группа компаний «Крэс» (специализируется на предоставлении складских услуг.— „Ъ“)»,— рассказал замдиректора компании. По его словам, для этого резидента планировалось строительство второй очереди холодильного комплекса аналогичной площадью. «В рамках второй очереди создана вся необходимая инженерная и транспортная инфраструктура. Необходимо закупить и смонтировать оборудование, а оно выросло в цене в два раза по сравнению с первой очередью. Если оно стоило примерно 600 млн руб., то сейчас 1,2 млрд руб. И это только оборудование, не говоря уже про стены»,— рассказал господин Шустин.
В ГК «Крэс» подтвердили „Ъ“, что рассматривают возможность строительства второй очереди проекта, но говорить о каких-либо конкретных сроках пока рано.
Эксперты отмечают, что в целом в Новосибирской агломерации наблюдается перепроизводство складской недвижимости. По оценкам DSO Consulting, vacancy rate в регионе составляет около 20%, суммарная площадь складских комплексов классов А и В — около 750 тыс. кв. м. «Рыночные возможности ограничены, и здесь не должно быть иллюзий. Динамика оборотов розничной торговли отрицательная, и вряд ли ситуация изменится до конца года»,— говорит управляющий партнер DSO Consulting Сергей Дьячков.
Низкотемпературные склады — это специфический сегмент рынка и девелоперы и прежде не были готовы строить их спекулятивно, тем более не готовы они это делать в текущем рынке, отмечает региональный директор и руководитель отдела складских и индустриальных помещений компании JLL Петр Зарицкий.
Алексей Шпикельман сообщил, что «Байт-транзит» планирует привлечь инвестора для реализации проекта. «Такие переговоры ведутся»,— сказал он, отказавшись уточнить с кем. По оценкам экспертов, инвестор «Севера» в такой ситуации должен будет найти другие возможности для коммерциализации земельного участка, предназначенного для строительства «Севера», к примеру построив какое-либо производство или организовав промышленный парк. «Однако это уже совсем другая концепция, другие деньги и другие резиденты»,— отметил господин Дьячков.
Оксана Павлова, Новосибирск
Коммерсантъ 17 июня 2016 года