07.04.2006

Таможенник не всегда прав

Ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ Олег Гутников дает рекомендации автоперевозчикам, которых незаконно пытаются привлечь к ответственности таможенные органы.

По словам эксперта, зачастую таможенники пытаются поймать перевозчика на том, что он провозит через границу меньше товара, чем указано в накладной. В этом случае его обвиняют в предоставлении документов с недостоверными сведениями о составе груза. Такой подход со стороны таможни абсолютно незаконен.

Совсем иначе обстоит дело, когда в накладной указано меньшее количество товара, чем есть на самом деле, – тогда разница может быть конфискована. Но и то не всегда. Если груз был опечатан отправителем до того, как попал к перевозчику, тот не несет ответственности за достоверность данных в накладной. Однако перевозчик должен сделать в накладной соответствующие пояснения о том, что не имел возможности проверить соответствие груза документам.

Перевозчика могут также привлечь к ответственности, если он специально скрыл товар при перемещении через границу. В этом случае орудие преступления – транспортное средство – подлежит конфискации. Но ответственность наступает только в том случае, если в транспортном средстве имеются какие-либо конструктивные изменения: например, сооружен тайник. Но если доступ к товару не был ограничен, таможенники не имеют права утверждать, что перевозчик прятал груз.

Таможня нередко обвиняет перевозчика в утрате товара, если его украли во время движения. Дело в том, что в статье 88 Таможенного кодекса РФ сказано, что при внутреннем таможенном транзите перевозчик обязан доставить товар в пункт назначения, обеспечить его сохранность и сохранность пломб и печатей.

Согласно международным нормам, если товар украден, перевозчик освобождается от уплаты таможенных платежей, из-за того что «он не завершил соответствующий таможенный режим». Однако часто к перевозчику применяют норму Кодекса административных правонарушений, которая предусматривает ответственность за то, что он не принял необходимых мер для обеспечения сохранности груза. Если, например, похищение товара произошло во время заправки, то суды могут выяснять, сколько бензина оставалось в баке машины до пункта назначения или до ближайшего таможенного поста. Если выяснится, что заправки можно было избежать, то перевозчик привлекается к ответственности. Или если водитель не сообщил о краже таможенному органу в течение 2 часов, его также считают виновным.

Тем не менее таких неприятностей все же можно избежать. Надо обращать внимание, есть ли в протоколе об административном правонарушении отметка о разъяснении прав и обязанностей перевозчика. Если протокол составлен с нарушениями, то постановление об административном взыскании можно опротестовать через суд.

© «Гудок» 07.04.2006

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики