11.09.2018

Планируемая Центробанком тарифная реформа ОСАГО, похоже, затягивается. Банк России решил не менять тарифы в одиночку (как он это сделал четыре года назад), а вынести изменения, которые он совместно с Минфином готовит уже не первый год, на широкое обсуждение в Госдуме и Совете федерации. На рынке считают, что ЦБ решил разделить риски изменения цены полиса по социально значимому виду страхования после резонанса, вызванного в обществе пенсионной реформой. Страховщики теперь опасаются, что депутаты не дадут им справедливо скорректировать тарифы. Депутаты, в свою очередь, уже обещают умерить аппетиты страховщиков.

 

 

Как сообщил в кулуарах Московского финансового форума зампред ЦБ Владимир Чистюхин, проект указания регулятора о новых тарифах ОСАГО еще не отправлен в Минюст. Напомним, весной ЦБ анонсировал реформу тарифов — планировалось, что летом 2018 года будет расширен тарифный коридор на 20% в обе стороны (увеличение вилки базового тарифа для легкового автомобиля физлица с нынешних 3,4–4,1 тыс. до 2,7–4,9 тыс. руб.). Также регулятор намеревался расширить с пяти до 50 градаций диапазон коэффициента возраста и стажа (КВС) и реформировать коэффициент бонус-малус (КБМ, учитывает аварийность водителя), привязав его не к договору, а к водителю и зафиксировав его значение на год.

 

 

Однако летний пересмотр тарифов не состоялся (как предполагалось, в том числе из-за выборов 9 сентября), и теперь процесс может затянуться еще. Как сообщил господин Чистюхин, в Банке России принято решение провести «более полное обсуждение» всей концепции изменений в ОСАГО с Госдумой и Совфедом — учитывая, что реформа предполагает не только изменение акта ЦБ, но и поправки в закон. Напомним, Минфин предлагает три вида наполнения полисов (с лимитами до 2 млн руб.), сами полисы предлагается сделать многолетними (до трех лет действия), поправки министерства отменяют коэффициенты мощности и территории использования автомобиля.

 
«Правильнее рассматривать все эти изменения в комплексе,— объявил Владимир Чистюхин.— Парламентские слушания в Госдуме пройдут 13 сентября, а в последней декаде сентября, надеемся, пройдет мероприятие и в Совете федерации. После этого мы поймем, насколько мы готовы в текущей редакции вносить документ (проект указа о тарифах, опубликован на сайте ЦБ в июне.— “Ъ”), возможно, он будет поправлен». Задержку с новыми тарифами он объяснил так: «Стало понятно: если мы сейчас сделаем первый шаг и потом придем в Думу со вторым и третьим, не обсудив в ними всю реформу, это может затруднить нам дальнейшее движение законопроекта». Зампред ЦБ напомнил, что принципиальная позиция всей реформы — индивидуализация тарифа.

 

 

На рынке перенос срока введения новых тарифов и вынесение темы на широкое обсуждение связывают с резонансом, вызванным пенсионной реформой. ОСАГО — чувствительный вид страхования для граждан, и регулятор, вероятно, не хочет рисковать с изменениями тарифов в одиночку. Последний раз ЦБ менял тарифы по автогражданке в два этапа осенью 2014 года (повышение на 30%) и весной 2015-го (рост на 40–60%). Тогда это было связано с увеличением лимитов выплат по полису.
«Депутаты проявили большой интерес к реформе ОСАГО, поэтому решено более глубоко и широко обсудить эту тему. Такой углубленный анализ, как понятно профессионалам, связан с пенсионной реформой и ее резонансом для граждан,— говорит президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс.— Мы рассчитываем, что по результатам дискуссии, к которой привлечены Минфин и ЦБ, реформа будет реализована». Он надеется, что депутаты не заблокируют пересмотр тарифов, необходимый страховщикам для баланса системы ОСАГО. По данным ЦБ, компании получили 15 млрд руб. убытка от ОСАГО в 2017 году. Планируемые ЦБ изменения, по логике регулятора, должны компенсировать рынку эти 15 млрд руб. и выровнять убыточность.

 

«Тема ОСАГО социально чувствительная, и без совета с депутатами реформу проводить нельзя»,— согласен с ЦБ глава банковского комитета Госдумы Анатолий Аксаков. По его словам, «в современных условиях вопрос о повышении тарифов вообще не может стоять в повестке дня». «Надо разобраться с тем, каким образом страховщики используют средства, полученные от продажи полисов,— сказал он “Ъ”,— какая часть идет на возмещение и насколько разговоры об убыточности соответствуют действительности». Он заявил о готовности рассмотреть вопрос о введении гибких тарифов, которые поощряют добросовестных автомобилистов и наказывают нарушителей ПДД. «Обязательно умерим аппетиты страховщиков»,— пообещал “Ъ” депутат Вячеслав Лысаков. Согласно статистике ЦБ, по итогам первого полугодия 2018 года сборы страховщиков по ОСАГО сократились на 1,7%, до 107,3 млрд руб. Выплаты уменьшились на 35,8%, до 66,5 млрд руб. На рынке уменьшение выплат объясняют борьбой с мошенниками и работой ремонтной реформы.

Коммерсантъ

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики