Вчера, 11 мая 2017 г., в Москве прошло расширенное заседание Подкомиссии по автомобильному транспорту, развитию автодорожной инфраструктуры и транспортно-экспедиционной деятельности Комиссии РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре совместно с членами Комитета по транспорту и экспедированию ТПП РФ
На заседании выступил президент СААП Вячеслав Трунаев:
— Спасибо, что откликнулись на наше предложение и организовали сегодняшнюю встречу! Наша ассоциация существует уже 12 лет и всегда выступает за конструктивное решение проблем. Сюда мы приехали с конкретными предложениями:
- Ввести лицензирование деятельности в сфере внутрироссийских грузовых автомобильных перевозок.
- В связи с тем, что введена в действие система «Платон», предлагаем:
— увеличить допустимую нагрузку на ось на федеральных трассах до 11,5 т
— отменить временные ограничения на проезд большегрузных транспортных средств в весенний период
— размер платы за проезд по дорогам федерального значения не должен превышать 1 рубля за километр
— отменить транспортный налог
- В тех городах, где нет объездных дорог, передать часть улиц, связывающих федеральные трассы, в федеральную собственность. Это позволит в период весенних ограничений на дорогах муниципального значения организовать коридор для движения транзитных большегрузных транспортных средств (Эта проблема актуальна для таких городов, как например, Кемерово и Новосибирск).
- В сфере весового контроля:
— уменьшить размер штрафов до разумных пределов
— использовать динамические весы в комплексе со стационарными (статическими)
— ввести единый сертификат взвешивания. Он должен иметь юридическую силу при проведении административного расследования о нарушении
— запретить взвешивание наливных грузов на динамических весах
Таковы наши предложения. А теперь расскажу подробнее о некоторых из них.
Первое – что касается системы «Платон».
Система «Платон» абсурдна в принципе. С перевозчиков уже взяли деньги на ремонт дорог через акцизы и транспортный налог, а теперь берут еще и плату за ущерб дорогам. Это все равно как если бы я обратился к вам с просьбой: «Дайте мне денег, я куплю машину и буду возить для вас грузы, а вы мне будете за перевозки платить по рыночным ценам». Интересно, вы, господа, согласились бы на такие условия?
Полтора года назад мы крайне негативно восприняли ее появление. Ассоциация провела мощную акцию протеста – в пригороде Новосибирска вдоль федеральной трассы на несколько километров у обочин остановились около пятисот грузовиков. За эти полтора года наше отношение к системе «Платон» не изменилось. Это оброк для перевозчиков.
Важный момент – как мы и предполагали, «Платон» целиком лег на плечи перевозчика. Поскольку основополагающую роль в наших отношениях с грузоотправителем играет такое понятие как ставка.
Более того, финансовая нагрузка по «Платону» не учитывается налоговой инспекцией как статья расходов предприятия.
Сегодня система «Платон» малоэффективна! Фактически за проезд по федеральным трассам платят лишь крупные компании, а остальные платят частично или вообще не платят. Вместо того, чтобы повышать тариф «Платона», правительству стоит навести должный контроль за работой самой системы. Уверен – если все окажутся в равных условиях, то и тарифа в один рубль за километр будет более, чем достаточно, чтобы в «Платон» поступили не то, что 20 млрд руб., а около 200 миллиардов рублей.
Состояние некоторых участков федеральных трасс не то, что далеко от нормативного, оно просто ужасно. Посмотрите, пожалуйста, короткое видео (всего пятнадцать секунд) и Вы поймете недоумение перевозчиков: «Кто кому должен платить? Мы – за ущерб дорогам? Или нам – за ущерб от проезда по таким дорогам?». Министр транспорта заявлял, что к концу 2018 г. все федеральные трассы будут приведены в нормативное состояние. Так оно и будет! Убежден, что у нашего министра слова с делом не расходятся!
Мы считаем, что перевозчики имеют право контролировать расходование средств, которые направляются на ремонт и строительство дорог. При Минтрансе РФ должен быть создан наблюдательный совет, в который войдут представители региональных ассоциаций грузоперевозчиков. Основная функция этого совета – контроль за распределением средств, поступающих от «Платона», и топливных акцизов. Перевозчики должны знать какие именно объекты будут строиться за счет заплаченных ими денег.
Второе – о весовом контроле. По сути, власти задумали верный шаг: убрать «человеческий фактор», а для этого поставить по всей стране сотни автоматических постов весового контроля. Но при этом игнорируются два очень важных момента: во-первых, гигантская погрешность в работе динамических весов и, во-вторых, несоизмеримый размер штрафов за небольшое превышение допустимой нагрузки на ось.
Все знают, куда приводят благие намерения. Вот и в транспортной отрасли после того, как перевозчиков начнут штрафовать на основании показаний одних лишь динамических весов, наступит социальный взрыв посильнее, чем в отношении «Платона»!
Представьте, что автомобиль проходит по маршруту через полстраны, и из-за небольшого перегруза на ось собирает по дороге с десяток штрафов (каждый – как минимум на 150 тыс. руб.). Все: предприятие — банкрот, бизнес закрыт.
Наше предложение – динамические весы надо использовать только в комплексе со стационарными. В общем-то, за рубежом, например, в США, именно так и устроена система весового контроля. Динамические весы выявляют явный перегруз, а дальше транспортное средство направляется на стационарные весы для объективного взвешивания.
Кроме того, мы считаем, что размер штрафов надо снизить до разумных пределов и ввести единый сертификат взвешивания (имеющий юридическую силу при проведении административного расследования о нарушении).
Ответственность за перегруз транспортного средства должен нести только грузоотправитель, а не перевозчик. Для примера: на перегруз транспортного средства может повлиять даже изменение температуры и влажности. Водитель этого может просто не знать. Его дело – управлять автомобилем, доставить по графику груз из точки А в точку Б.
Третье – об акции протеста. Ее виновник – правительство России. Оно своими руками создало социальный взрыв. Полтора года назад мы говорили, что не надо повышать тариф до тех пор пока не закончится тестовый режим.
Власть должна извлечь урок из этого. Любые необдуманные действия подобного рода в дальнейшем могут вызвать еще более крупные волнения. И тогда к индивидуальным предпринимателям и частникам присоединятся средние и крупные компании.
А необдуманные действия уже совершаются – я имею в виду, прежде всего, решение о взимании штрафов на основании данных динамических весов. Правительство должно понимать – сейчас оно своими руками закладывает под себя мину. И эта мина может взорваться уже через несколько месяцев.
В этом случае акции протеста неизбежно будут радикализироваться, к экономическим требованиям добавятся и политические. К протесту перевозчиков уже пытаются пристроиться различные политические силы. Пока перевозчики от услуг таких «помощников» отказываются. Но если правящая партия и ее правительство и дальше будут молча отвергать все наши предложения, то рано или поздно настанет момент, когда перевозчики возьмут себе в союзники оппозиционные партии.
Четвертое – о диалоге власти с профессиональным сообществом. Многолетняя практика показывает: когда нововведения в виде законов и приказов навязываются без предварительного обсуждения с профессиональными ассоциациями, то получается глупость.
В чем мы хотели бы сегодня быть уверенными, так это в том, что наши предложения найдут отражение в конкретных решениях и поручениях, а подобные совещания войдут в практику.
Российский автотранспортный союз и Российский союз промышленников и предпринимателей могут и должны сыграть здесь роль организаторов. Спасибо вам за внимание!