Сегодня 27 июля 2024

31.01.2022

Темпы роста цен на топливо в Сибири стали одними из самых высоких в России
В Сибирском федеральном округе за год (с января 2021-го по январь 2022 года) стоимость бензина АИ-92 выросла на 8,9%, АИ-95 — на 8,7%, АИ-98 — на 12,2%. Регион аналитики относят к территориям России с самым высоким темпом роста цен на топливо. Основными причинами они называют повышение стоимости сырья на мировом рынке, увеличение себестоимости добычи нефти, увеличение акцизов на топливо, а также снижение экспортной пошлины на нефтепродукты. Эксперты считают, что в 2022 году в случае усиления инфляции цена АИ-95 может достигнуть 54–55 руб. за литр против текущих 44,9 руб.
В целом по Сибирскому федеральному округу с января 2021 года по январь 2022-го средняя потребительская цена бензина, по данным Росстата, увеличилась на 9%. В России в прошлом году средняя потребительская цена бензина выросла на 8,8%. С начала этого года и по 15 января розничная цена увеличилась совокупно во всех регионах России на 0,3%. Например, бензин марки АИ-92 1 января стоил порядка 47,4 руб. за литр, а 15 января — уже 47,5 руб. В Сибири с начала года цены выросли в среднем на 0,7% — с 48,04 до 48.41 руб. за литр.
«Сибирь относится к регионам с самым высоким темпом роста цен на топливо: например, розничная стоимость бензина в Алтайском крае за 2021 год выросла на 12,6%, в Новосибирской и Иркутской областях — на 6,6% и 10,2% соответственно. На увеличение топливных цен влияет рост инфляции, которая в 2021 году составила 8,4%, а по прогнозам в 2022 году будет около 5–7,5%»,— говорит независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов.

По данным Росстата, наибольшая динамика цен на бензин, наряду с Сибирью, отмечена также в Дальневосточном и Северо-Кавказском федеральных округах. Наименьшая — в Южном и Северо-Западном федеральных округах.

Повышение цен на бензин в большинстве случаев зависит от конъюнктуры рынка и динамики закупочных цен. «В последнее время мы наблюдаем рост розничных цен на топливо из-за ряда неблагоприятных экономических факторов, в частности из-за роста оптовых цен на нефтепродукты. Сегодня Shell и другие крупные компании в состоянии справиться с данной ситуацией, в то время как более мелкие участники рынка становятся уязвимыми. Считаю, что лишь совместная работа независимых участников топливного рынка, ВИНК и профильных государственных структур может способствовать решению существующих вопросов»,— считает директор по развитию и операционному управлению сети АЗС Shell в России Виталий Маслов.

Цены на бензин формируются за счет сложения нескольких видов расходов, где больше половины приходится на налоговые отчисления и акцизы (около 60%), до 10% уходит на прибыль производителей и примерно столько же — на прибыль в АЗС. Все остальное — себестоимость производства, логистика и прочие расходы, отмечают аналитики «Фридом финанс».

В числе основных факторов, влияющих на рынок, эксперты называют рост экспортных цен. Так, в январе цена нефти эталонной марки Brent увеличилась до $88,12 за баррель. В последний раз такой показатель был зафиксирован более семи лет назад — в октябре 2014 года. Об этом свидетельствуют данные, обнародованные на портале Investing. «При этом экспортная пошлина на нефтепродукты также снизилась на $30,8 и теперь составляет $47,6 за тонну»,— говорит директор филиала транспортной компании ПЭК в Новосибирске Игорь Нагорнюк.

Продажа сырья на российском рынке стала менее рентабельной по сравнению с экспортом. Оптовая цена на бензин растет быстрее розничной, из-за чего рентабельность АЗС заметно снижается. Нефтяникам выгоднее продавать топливо за границу из-за более высокой цены и низких экспортных пошлин, считает Алексей Тузов.

В условиях ограничения уровнем инфляции прироста розничных цен маржинальность торговли автобензином АИ-92 на АЗС России уже в 20-х числах января 2021 года стала отрицательной и сохранялась такой очень долго. Реализация в розничном канале АИ-95 потеряла прибыльность в начале июня, маржинальность розничной торговли дизтопливом опустилась до нуля в апреле. «Наблюдавшаяся продолжительное время низкая рентабельность розничного топливного бизнеса в предыдущем году стала стимулом к увеличению отпускных цен на АЗС даже в период снижения стоимости продукта в оптовом канале. К прибыльности реализация АИ-92 и АИ-95 вернулась только в ноябре. По нашим оценкам, на середину января средняя чистая маржа торговли АИ-92 на АЗС оценивается в 2,4 руб. за литр, АИ-95 — в 4,4 руб.»,— комментирует руководитель проектов ИГ ООО «Петромаркет» Анна Лишневецкая.

В случае если в 2022 году инфляция останется на таком же высоком уровне, как в 2021-м, или у нефтеперерабатывающих заводов возникнут форс-мажорные ситуации, как на Хабаровском НПЗ в 2021 году, цена АИ-95 может достигнуть 54–55 руб. за литр, считает господин Тузов.

Коммерсантъ

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики