17.04.2017

Одна из важных тем, наиболее активно обсуждающаяся в деловых и властных кругах уже на протяжении многих лет, — проблемы, связанные с транспортной сферой. Собственным видением решения некоторых из них в интервью «КС» поделился председатель комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Законодательного собрания Новосибирской области ФЕДОР НИКОЛАЕВ. Он объяснил, почему до сих пор не принято решение по тарифам на проезд в пассажирском транспорте, затронул планы региона по ремонту и строительству дорог в 2017 году, а также разъяснил позицию по резонансной теме строительства четвертого моста.

— Федор Анатольевич, на прошедшем 2 февраля внеочередном заседании вашего комитета было принято обращение к правительству Новосибирской области с рекомендациями представить документацию по возможному повышению стоимости проезда на пассажирском транспорте. Какова сейчас ситуация по тарифам? Какова реакция правительства региона на ваше обращение?

— Правительство Новосибирской области до сих пор не представило никаких документов. Причем хочу подчеркнуть, что мы не говорили о том, чтобы представить обязательно план «О повышении». Мы просили представить план вообще поэтапного развития отрасли, чтобы внести ясность: где действительно нужно повышать тариф, на каких маршрутах, а где его, возможно, нужно и снизить. Перевозки очень неоднородны: есть очень востребованные маршруты, которые себя окупают и сегодня, а есть социальные. Они всегда будут дотационными, просто потому, что обслуживают отдаленные малонаселенные пункты.

Но загрузка маршрутов — это только один из аспектов. Второй — эффективность управления в сфере муниципальных перевозок. Приведу пример: поступает обращение депутатов горсовета по выделению дополнительных средств в размере 200 млн рублей на ПАТП-4. Рассматриваем и отвечаем отказом. Во-первых, мы не можем точечно поддерживать предприятия. Нам необходимы программные шаги. Во-вторых, руководство предприятия демонстрирует крайне низкую эффективность управления: оборот в ПАТП упал, к примеру, в два раза, а количество персонала осталось прежнее. То есть половина предприятия, грубо говоря, не работает, а сидит на ремонте, а люди — вторая работающая половина — и государство должны платить за этот простой, компенсировать 200 млн рублей убытков. Но ведь это вопрос не к бюджету, а к неэффективному управленцу от муниципалитета. Мы так коллегам-депутатам из горсовета и сказали: создайте совет директоров, войдите туда и смотрите, как управлять этой организацией, этими активами. Неважно, идет ли речь о перевозках или любом другом активе. Нет никакой разницы, частное это предприятие или государственное. Им надо управлять, и управлять по ключевым показателям эффективности.

Вместо этого принимаются простые, поверхностные решения. В том же ПАТП-4 решили за счет опять же бюджета обновить автобусный парк для междугородных маршрутов. Вообще-то, насколько я понимаю, ПАТП-4, которое обслуживает Академгородок и близлежащие территории, — это муниципальное предприятие. И ключевым моментом является обслуживание муниципальной сети. Да, устав предприятия, наверное, позволяет обслуживать и междугородные линии — пожалуйста. Но базовая задача все-таки обслуживать транспортную сеть самого муниципального образования. А сейчас это выглядит так: депутаты, дайте нам денег, потому что на тех маршрутах много «вкусного», мы там начнем зарабатывать.

Подобный хаос в конце концов и порождает эту тарифную лихорадку. Речь о ситуации, когда просчеты управления пытаются переложить на плечи граждан. Так не должно быть! Должна быть ответственность за эффективность. Когда повышение будет обосновано, то да, надо это делать. Но в любом случае министерство транспорта Новосибирской области является самым главным методологом вот этих всех вещей, и оно должно это контролировать.

— На ваш взгляд, новый министр транспорта Новосибирской области Анатолий Костылевский готов к решению столь серьезных задач?

— Министерство — стратегический орган, и крайне необходимо, чтобы руководитель видел перспективы развития сферы в регионе на десять шагов вперед, причем представлял интересы и дорожной отрасли, и транспортной. Анатолий Викторович обладает, конечно, всеми нужными для этого профессиональными компетенциями. Самое главное — как он ими распорядится.

— Его предшественник Сергей Титов возглавил ОАО «Сибмост» в довольно непростое для компании время. Череда проигранных дел в судах различных инстанций, иск о банкротстве, смена собственника… Как вы считаете, справится ли Сергей Титов с такой сложной ситуацией?

— Знаете, управлять бизнесом и быть чиновником — это разворот практически на 180 градусов. Точно Сергею Михайловичу будет непросто. Да, у него есть опыт управленца, но бизнес — это другое. Я помню, мы как-то обсуждали с Сергеем Михайловичем отлагательные условия по отплате в счет 2017 года. Я был еще генеральным директором «Новосибирскавтодора», и у нас был такой диспут. Я говорю: подождите, но ведь в этом же и зарплата, и налоги, и все прочее. Будучи чиновником, он не чувствовал, что есть 3000 человек, которые, как птенцы, смотрят на тебя, и им нужна зарплата. Еще один вопрос — налоги. Мы ограничены тем, что если подрядчик не заплатит в налоговую даже рубль, то нам Минфин уже не имеет права платить по госконтракту. Такой вот замкнутый круг.

Вместе с тем я согласен, что Сергей Титов — профессионал, организатор и т. д. То, что ему будет очень непросто, — это тоже факт. Ну и дай бог, чтобы у него все получилось. Конечно, хотелось бы сохранить «Сибмост». Ведь это не просто большая компания, это огромная компания федерального значения, самая крупная мостостроительная компания за Уралом. На сегодня мы видим тенденцию сокращения количества крупных мостостроительных компаний в России — их уже осталось не много. Если говорить о тех, что за Уралом, это «Мостострой 11» и «Сибмост».
Я очень сильно надеюсь, что эта компания будет продолжать свою работу и долго жить на рынке, потому что без нее будет непросто. Некому будет строить мосты! Можно говорить о небольших объектах, но полнофункциональные мосты точно некому будет строить. Это очень большая проблема, причем в масштабах всей страны. Я очень надеюсь, что все будет хорошо, что «Сибмост» по-прежнему останется крупным игроком в своей нише, и что он будет процветать на рынке Новосибирской области как своего базового региона, а также на рынке всей страны.

— Хотелось бы перейти к вопросу, как раз касающемуся инфраструктурного строительства. В очередной раз состоялся перенос аукциона по четвертому мосту. Неужели проект под угрозой? Как вам видится эта ситуация и способы ее разрешения? Что вы думаете о концессионном соглашении, которое вдруг подешевело почти вдвое, в том числе и при вашем участии?

— Если говорить о концессии, то здесь с самого начала был, на мой взгляд, допущен ряд серьезных, грубейших ошибок. В первую очередь такой документ ни в коем случае нельзя было предоставлять губернатору, чтобы не подставить его и не подставиться самим. Ведь то, что вышло, — верх непрофессионализма. И говорить о том, что эта изначальная сумма более 90 млрд рублей — предварительный расчет, просто смешно. Что самое главное, ведь это говорят люди не с улицы, а вроде бы профессионалы. Но по такой логике можно было обозначить сумму и в 1,5 трлн и потом опуститься до 30 млрд рублей.

Прошлым летом на круглом столе мы рассмотрели концессионное соглашение, после чего появилась комиссия в составе меня, Александра Морозова, Андрея Шимкива и Юрия Зозули. И буквально с первого взгляда в этот документ стало понятно, что все это… на уровне 3-го класса школы. Я понимаю, что был первый расчет, но в нем отклонения составляют порядка 15% в обе стороны, присутствуют определенные тонкости, шероховатости. Но зачем этот документ было нести губернатору? Он, естественно, его подпишет, просто потому что на документе уже стоит десяток виз не последних в правительстве людей, отвечающих за проект. И то, что это непрофессиональный подход, — абсолютно точно. А непрофессионалы должны сидеть дома.

Что касается самого проекта и возможности его реализации, то здесь сейчас все зависит только от федерального гранта. Поэтому и переносятся конкурсы, и оттягивается заключение соглашения по концессии. Мы можем только держать пальцы крестиком, чтобы нам этот грант дали. Есть определенная уверенность, что он будет выделен. Но вопрос: в каком объеме? Если, как было заявлено, выделяется 25 млрд рублей, то строительство начнется, если 5 млрд рублей — то мы остальное просто не потянем. Значит, проект будет отложен до лучших времен. И я понимаю, почему губернатор сейчас не меняет то старое постановление. Он просто, вероятно, ждет конкретного решения о том, какой будет капитальный грант, и на основании уже этого конкретного решения будет изменена конкурсная документация. Мы будем ждать, когда пройдет конкурс, то есть какие банкиры, строители, консорциумы будут участвовать. От постановления губернатора выделение гранта все равно не зависит. Так что нет смысла три раза это постановление переделывать.

— Насколько, на ваш взгляд, Новосибирску нужен четвертый мост?

— Конечно, это очень крупный проект и очень нужный. И говорить о том, чтобы оказаться от него, было бы несерьезно. Во-первых, мы уже вложили в проектно-сметную документацию более 600 млн рублей. Во-вторых, можно, конечно, спорить, где, в каком именно месте должен быть четвертый мост, но принципиальное решение комиссией, городом, экспертами уже принято. Возможно, какая-то часть горожан и жителей области были недовольны этим решением, так же как и у меня может быть свое собственное мнение. Но когда большинство «за» — все, ребята. Мост будет!

Потому, что он нужен. И с точки зрения развития городской транспортной инфраструктуры, разгрузки других мостов, и с точки зрения загрузки мощностей строительных компаний, и стимула, который такой крупный проект способен придать экономике региона.

Континент Сибирь

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики