21.04.2016

Правительство внесло в Госдуму законопроект, вводящий, по сути, новый вид наказания за вождение в пьяном виде и отказ от медицинского освидетельствования: задержание авто под залог 30 тыс. руб. еще до решения суда, который должен лишить нарушителя прав и назначить штраф. Эксперты предложение Белого дома раскритиковали: нельзя брать деньги в виде залога до того, как вина нарушителя не будет доказана.

Поправки к Кодексу об административных правонарушениях (КоАП) готовились Минюстом в течение года. Напомним, сегодня, если водитель пьян или отказался от проверки на алкотестере, его отстраняют от управления, а автомобиль помещают на штрафстоянку. Дальнейшую судьбу нарушителя определяет суд, который назначает срок лишения прав (до двух лет). В КоАП сказано, что автомобиль задерживается «до устранения причины задержания», то есть до отстранения пьяного гражданина от управления машиной.

Это значит, вместо него за руль может сесть родственник или знакомый (если они вписаны в ОСАГО) — тогда машину не увозят на эвакуаторе. Впрочем, уехав с места общения с инспектором, нетрезвый гражданин может снова сесть за руль, говорят в правительстве. Об этом косвенно свидетельствуют и данные ГИБДД: в 2015 году за повторное пьяное вождение и отказ от проверки на трезвость было задержано 32,1 тыс. водителей, из них 435 были пойманы в пьяном виде пять и более раз.

Идея МВД и Минюста заключается в том, чтобы исключить возможность пользоваться задержанной машиной до тех пор, пока не будет оплачен залог в 30 тыс. руб. Как пояснили “Ъ” в ГИБДД, машину пьяного водителя в любом случае сначала увезут на штрафстоянку. Чтобы вернуть ее, нужно будет оплатить эвакуацию (по тарифам субъекта федерации; в Москве это 3–7 тыс. руб. в зависимости от мощности авто) и залог.

Реквизиты для перевода денег будут указаны в протоколе. В качестве подтверждения уплаты полиции нужно предоставить квитанцию (например, из платежного терминала) либо подтверждение об оплате из информсистемы казначейства ГИС ГМП (если платеж проходил в электронном виде). Внести залог и вернуть машину можно будет в тот же день. Впоследствии эти 30 тыс. руб. будут зачтены в качестве штрафа, который назначит суд за пьяное вождение. Если же судья принял решение в пользу водителя, залог возвращается.

Отметим, предложенная Минюстом схема — по сути, альтернатива конфискации автомобиля, которая обсуждалась депутатами Госдумы в 2012–2014 годах в качестве борьбы с пьянством за рулем. Такой инструмент применяется, в частности, ГАИ Белоруссии. Госдумой РФ был даже разработан соответствующий законопроект, однако от него отказались, поскольку конфискация машин у пьяных противоречит Гражданскому кодексу: за рулем не всегда находится собственник машины.

Новая мера, пояснили в правительстве, не только «окажет профилактическое воздействие на лиц, имеющих склонность к вождению в состоянии опьянения», но и повысит платежную дисциплину. За два с половиной года существования штрафа за «пьянку» водителям по решению суда было назначено 1,3 млн взысканий на сумму 40,9 млрд руб., однако оплачено из них только 13 млрд руб., то есть 32%.

Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков правительственный законопроект поддержал: «чем больше головной боли для пьяных, тем больше будет мотивации не пить за рулем». Приветствовали идею и в департаменте транспорта Москвы: «Транспортный комплекс будет готов к реализации этих мер».

Независимые эксперты документ раскритиковали. «Человек еще не признан виновным, а деньги с него уже берут,— говорит президент московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.— Аргументация Минюста совершенно не состоятельна. Что значит “пьяный водитель может передать управление другому лицу”? Предположение не может быть основанием для ограничения гражданина в правах. Финансовый кризис, видимо, достиг такого уровня, что бюджет наполняют любыми способами. Собрать денег с водителей — один из самых простых». Адвокат движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько считает, что инспекторы ГИБДД получат дополнительный способ вымогать взятку: «Сейчас они давят на водителя, напоминая ему о лишении прав, необходимости платить за эвакуацию, теперь к этому добавится и залог».

Иван Буранов

Коммерсантъ 20 апреля 2016 года

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики