Третью очередь транспортно-логистического центра (ТЛЦ) «Сибирский» рассчитывают запустить до конца 2025-го года. В результате, комплекс сможет принимать до 1 млн. контейнеров в год. При этом, как рассказали ТАСС в Министерстве экономического развития Новосибирской области, терминал станет якорным резидентом первой в регионе особой экономической зоны (ОЭЗ). Ее планируют создать в текущем году. На данный момент для ОЭЗ определено еще пять проектов с общим объемом инвестиций в 9,2 млрд. рублей.
Проект первой в Новосибирской области особой экономической зоны (ОЭЗ «Новосибирск») уже поддержала профильная межведомственная рабочая группа при вице-премьере РФ Александре Новаке. Окончательное же решение о создании ОЭЗ должен утвердить глава федерального Правительства Михаил Мишустин.
Ожидается, что это может произойти в ближайшее время, так что до конца 2025-го года особая экономическая зона начнет функционировать на территории региона.
Ее якорным резидентом станет «Новосибирский транспортный терминал», который на данный момент уже ввел в эксплуатацию две очереди ТЛЦ «Сибирский»: в октябре 2023-го года запустили первую очередь логистического комплекса, в августе 2024-го года — вторую.
В настоящее время мощности терминала достигают 600 тыс. контейнеров в год, однако с открытием третьей очереди, что тоже должно произойти до конца 2025-го года, перерабатывающая способность ТЛЦ увеличится до 1 млн. контейнеров в год.
В результате, логистический центр станет ключевым грузовым хабом на Транссибирской железнодорожной магистрали, который может обслуживать удлиненные составы и контейнерные поезда из полувагонов.
«Мощность ТЛЦ «Сибирский» на полное развитие составит 1 млн. в двадцатифутовом эквиваленте в год. Развернутая длина железнодорожных путей на терминале составит более 50 км», — уточнили в региональном Министерстве экономического развития, отметив, что общий объем инвестиций в проекты ТЛЦ оценивается в 15 млрд. рублей.
Терминал, в целом, войдет в сеть транспортно-логистических комплексов, создаваемых главным образом на восточном направлении для обеспечения грузовых перевозок с Китаем.
Об особой экономической зоне и других ее резидентах
Как сообщил в своем телеграм-канале губернатор региона Андрей Травников, создание ОЭЗ будет способствовать расширению логистических возможностей Новосибирской области, в том числе в связи с переориентацией грузовых потоков на Восток.
«Кроме того, особая экономическая зона позволит развивать производства с высоким импортозамещающим и экспортным потенциалом, принесет дополнительные поступления доходов в областной и федеральный бюджеты», — добавил глава региона.
Для ОЭЗ уже определены земли рядом с промышленно-логистическим парком, Транссибирской магистралью и аэропортом «Толмачево» на территории Коченевского и Новосибирского районов. На первом этапе их общая площадь составит 406 га.
В Министерстве экономического развития региона уточнили, что особая экономическая зона должна стать мультиотраслевой, поскольку на ее территории предусмотрено размещение не только логистических, но и производственных и научно-технологических компаний. В качестве управляющей компании определен «Северный парк развитие».
По словам главы компании Александра Кахидзе, в рамках ОЭЗ планируют реализовать до 50 проектов, среди которых — производство электрооборудования, строительных материалов, деревообработка, логистика и пр.
С одним из будущих резидентов — заводом по производству тротуарной плитки — уже заключено соответствующее соглашение, оно было подписано на Петербургском международном экономическом форуме.
В целом, согласно расчетам, вложения управляющей компании в инфраструктуру ОЭЗ оцениваются на сумму около 9 млрд. рублей, будет создано более 4 тыс. рабочих мест. Инвестиции же резидентов, как ожидается, могут составить 90 млрд. рублей, а бюджетный эффект к 2040-му году — 27 млрд. рублей.
Подчеркнем также, что особый статус территории дает ее резидентам налоговые льготы и др. преференции, в том числе сниженную ставку на налог на прибыль, отсутствие налога на имущество, транспортного налога (на срок до десяти лет) и земельного налога (до пяти лет). Кроме того, резиденты не будут платить таможенные пошлины при поставке продукции внутри свободной таможенной зоны.