Екатеринбурге 15-17 октября прошла XI Международная специализированная выставка «Дорога 2024». В рамках мероприятия состоялась панельная дискуссия «Архитектура многофункциональных зон дорожного сервиса», в ходе которой представители органов власти и бизнеса обсудили особенности создания современного дорожного сервиса в России, структуру и наполнение многофункциональных зон дорожного сервиса (МФЗ) и их перспективы до 2030 года.
Минувшим летом Президент РФ Владимир Путин поручил Правительству РФ до середины декабря 2024 года законодательно закрепить понятие «многофункциональная зона дорожного сервиса» (МФЗ) и установить требования к составу такой зоны. Поручение дано по итогам совещания с членами Правительства РФ, состоявшегося в начале июня и посвященного развитию автотуризма и автомобильных туристских маршрутов. Тогда же на совещании было отмечено, что к 2030 году в России в два раза увеличится поток автотуристов (по итогам 2024 года ожидается 90 млн поездок), и среди долгосрочных задач – создание полноценных многофункциональных зон дорожного сервиса на туристических маршрутах.
МФЗ в настоящий момент рассматривает как комплекс разных услуг и сервисов, предоставляемых пользователям автодорог на одной площадке. По сообщению пресс-службы Росавтодора, в ходе панельной дискуссии на выставке «Дорога 2024» было обозначено, что наиболее востребованными сервисами на площадках многофункциональных зон в настоящий момент являются кафе с кухней, в том числе местной, и большим количеством мест, расширенные санитарные точки, зоны отдыха с детскими площадками и местами для выгула домашних животных, магазины с расширенным ассортиментом товаров, аптеки, а также комнаты матери и ребенка.
«На подведомственной Росавтодору федеральной дорожной сети находится 12,5 тыс. ОДС (объектов дорожного сервиса – прим.ред.). Их специфику, набор предоставляемых услуг и ключевые точки дальнейшего роста мы тщательно проанализировали на площадке наших рабочих групп. Важно отметить, что из 12,5 тыс. объектов около 100 можно назвать полноценными МФЗ. При этом если рассматривать многофункциональные зоны как два и более объекта на единой локации (именно в такой трактовке оно сейчас рассматривается Правительством России для внесения изменений в законодательство), то тогда их общее число будет 1,8 тыс. И это количество, безусловно, не закрывает все текущие потребности пользователей дорог», рассказал на мероприятии начальник Управления земельно-имущественных отношений Росавтодора Александр Соколовский.
По его словам, фундамент дальнейшего развития МФЗ – эффективная совместная работа представителей АЗС и других видов сервиса. При этом должны учитываться интересы всех участников процесса, а успешные практики – активно тиражироваться и встраиваться в индивидуальные концепции развития регионов страны.
Представители топливно-энергетических компаний в ходе дискуссии отметили, что ключевая задача при организации МФЗ – это создание оптимального формата с учетом баланса экономической эффективности для компании и удобства для пользователей. На создание эффективных и востребованных объектов сервиса влияют расстояние до ключевых городских агломераций, автомобильный трафик, тип потребителя и специфические особенности спроса. На длительный срок службы объектов влияет выбор материалов и оборудования – они должны соответствовать интенсивной эксплуатации.
В новом формате уже создаются многофункциональные зоны сервиса на трассах Госкомпании «Автодор». Об этом в ходе панельной дискуссии рассказала генеральный директор ООО «Автодор-Девелопмент» (дочерняя организации ГК «Автодор») Анастасия Козлова. Так, при создании МФЗ применяется формат работы «под ключ»: одна структура занимается планировкой территории, привлечением инвесторов, полным сопровождением проектирования и строительства объекта.
Как сообщила пресс-служба Госкомпании «Автодор», на сегодняшний день определена и реализуется единая концепция МФЗ, которая включает в себя абсолютно новые архитектурно-планировочные, организационные и экономические подходы. При проектировании и строительстве объектов сервиса реализуется единый подход с унифицированными правилами и принципами – это разделение потоков движения легковых машин, грузовиков и автобусов, крупное безопасное пешеходное ядро, а также зонирование территорий и современные стандарты благоустройства.
«В состав МФЗ входят АЗС различного топлива, площадки отдыха, единые сервисные здания с функцией торговли, рекреации, фудкортом, горячим питанием. К пешеходному ядру относятся детская игровая площадка, спортивная площадка, площадка для выгула питомцев, летние террасы и объекты благоустройства. Все они построены в новом архитектурно-планировочном формате в соответствии с единой концепцией. В целом такой подход стал новшеством для дорожной отрасли страны. Впервые все необходимое для пользователей в поездке сосредоточено на одной территории», рассказала Анастасия Козлова.
При создании МФЗ на магистралях «Автодора» также учитывается локация – объекты размещают в доступности к региональным дорогам, по возможности недалеко от населенных пунктов или местных агломераций. В результате МФЗ благоприятствует развитию территории и локальной экономики, поскольку местные жители приезжают сюда за услугами или на работу.
В перспективе зоны сервиса могут стать основной автобусного сообщения между крупными городами и небольшими населенными пунктами, открыть возможности для регионального бизнеса, стать местами притяжения туристов за счет кемпингов, отелей и туристических информационных стендов.
«МФЗ важно рассматривать не только как объект придорожного сервиса, но и как точку регионального роста и точку взаимодействия с людьми. В связи с этим МФЗ обладают высоким потенциалом информирования граждан. На МФЗ можно размещать туристические информационные центры, выставочные центры, музеи. Важно включить информацию об удивительном богатстве нашей земли и ее истории в процесс поездки, ведь дорога это впечатления и знания, а не только километры», отметила Анастасия Козлова.
По данным «Автодора», в настоящий момент в новом формате на подведомственных автодорогах работает около 40 МФЗ, 21 зона из них открыта в 2023 году. В стадии реализации находится еще порядка 30 МФЗ в новом формате с 67 объектами дорожного сервиса. Всего же на магистралях «Автодора» действует более 100 МФЗ, а до конца 2024 года количество таких комплексов на дорожной сети Госкомпании составит не менее 115.