Антитеррористическая комиссия Новосибирской области еще в 2019 году запретила проезд через плотину (дамбу) Новосибирской ГЭС автомобилей грузоподъемностью более 3,5 тонн. Однако незаконное движение грузовиков продолжается. По данным ГИБДД, за первые пять месяцев 2023 года через плотину незаконно проехали 34 363 грузовика. Именно столько штрафов выписано нарушителям на основании материалов фотовидеофиксации.
С запросом о количестве выявленных нарушений к ГИБДД обратился президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков (СААП) Вячеслав Трунаев.
Из ответа ГИБДД следует, что нарушители запрета на проезд грузовиков были привлечены к административной ответственности еще и по результатам рейдов, которые периодически проводит на дамбе ГЭС личный состав полка ДПС. Но рейды там проводятся, видимо, не часто — с января по май 2023 года таким образом выявлено всего 97 нарушителей.
Президент СААП Вячеслав Трунаев:
— На наших глазах легализовано нарушение закона. Нарушители запрета антитеррористической (задумайтесь!) комиссии просто оплачивают штраф и едут дальше. Сумма штрафа за данное нарушение составляет 500 рублей. Таким образом, за пять месяцев выписано штрафов на 17,2 млн рублей. С учетом льготного периода оплаты фактически собрана, наверное, лишь половина. Может ли сумма, чуть превышающая 8 млн рублей, компенсировать хотя бы ущерб, который наносится мосту на плотине ГЭС и дороге по дамбе ГЭС? Я уже не говорю об опасности разрушения такого стратегического объекта как гидроэлектростанция из-за того, что годами не выполняются элементарные меры, предусмотренные для защиты от террористических угроз.
Транзитный грузовой транспорт въезжает на дамбу ГЭС в основном по улице Софийская. Там, где улица проходит через жилую застройку, тоже запрещен проезд тяжелых грузовиков. По итогам рейдов ДПС на Софийской с января по май 2023 года за проезд под запрещающий знак оштрафованы 92 водителя грузового транспорта. Цифра любопытная. Наверное, нам всем стоит обратить на нее внимание — там, где ежедневно незаконно проезжают сотни грузовиков, за 151 день в ходе рейдов выявлено только 92 нарушения.
К сожалению, знаки, запрещающие проезд грузового транспорта, абсолютным большинством участников дорожного движения, особенно водителями транзитного транспорта, просто игнорируются. А штрафы (если они выписываются) расцениваются как плата за проезд по наиболее короткому и удобному маршруту.
Наша ассоциация давно говорит об этой проблеме. Месяц назад мы провели круглый стол, участники которого рекомендовали Законодательному Собранию Новосибирской области, депутатам Государственной Думы РФ от Новосибирской области выступить с законодательной инициативой о повышении (до 50 000 рублей) размера штрафа за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими движение грузовых транспортных средств (внести изменения в часть 6 статьи 12.16 Кодекса об административных правонарушениях). Такая мера поможет решить проблему. Но ждать изменений в законе очевидно придется долго. А дороги разрушаются уже сегодня. Пока мы видим лишь, что городские власти и надзорные органы не способны остановить незаконный трафик транзитного грузового транспорта через дамбу (плотину) Новосибирской ГЭС.