31.10.2023

Путешествия по России на автомобиле продолжают стремительно набирать популярность. В качестве драйвера развития этого вида туризма выступает в том числе дорожное хозяйство: сегодня на сети автомобильных дорог реализуются масштабные проекты по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, при этом они синхронизированы с работами по устройству сопутствующей инфраструктуры. Речь идет о создании новых многофункциональных зон сервиса (МФЗ), обеспечивающих предоставление широкого спектра услуг для пользователей дорог. Кроме того, большое внимание уделяется модернизации уже существующих объектов дорожного сервиса (ОДС).

Перед отраслью стоит амбициозная задача, поставленная Президентом страны, по приведению к нормативу не менее 85 % автомобильных дорог опорной сети РФ в ближайшие пять лет. Протяженность опорной сети составляет более 136 тыс. км, из которых свыше 64 тыс. км – федеральные трассы, 72 тыс. км – региональные. На этих дорогах планируется устроить не только автозаправочные комплексы, но и площадки отдыха, санитарные зоны, магазины, чтобы поездки на большие расстояния стали еще более доступными и комфортными.

Именно этой теме было посвящено совещание под руководством начальника Управления земельно-имущественных отношений Росавтодора Александра Соколовского, которое прошло в режиме видео-конференц-связи. Участниками встречи стали представители субъектов РФ, начальники подведомственных Росавтодору учреждений и профильных ведомств регионов. На повестке дня – определение локаций для размещения МФЗ, в том числе на туристических маршрутах.

В ходе мероприятия было отмечено, что в настоящее время вдоль федеральной дорожной сети размещено более 11 тыс. объектов сервиса разного уровня и наполнения, в том числе в составе 100 МФЗ.

К 2025 году планируется создать еще 30 МФЗ, а к 2030 году – более 120. Комплексными объектами дорожного сервиса планируется обеспечить наиболее перспективные туристические маршруты, среди них Золотое кольцо, Серебряное ожерелье, Государева дорога, Великий Волжский путь, Чуйский тракт и другие.

Большое внимание уделят обустройству трассы Р-132 «Золотое кольцо», которая связывает между собой все города популярного туристического маршрута. Здесь объекты разместят в непосредственной близости к городам Калязин, Кашин, Старица.

Кроме того, в Тверской области планируется построить новые МФЗ одновременно с проведением капремонта участков км 158 – км 180 и км 220 – км 229 трассы М-9 «Балтия» на пути к Ржевскому мемориалу Советскому солдату.

На автомобильной дороге М-10 «Россия» в том же регионе основные комплексные объекты дорожного сервиса расположены на подъездах к крупным городам и региональным центрам ‒ Великому Новгороду и Твери. Всего вдоль федеральной трассы М-10 размещено 155 АЗС, 259 пунктов общественного питания, 338 предприятий торговли, 56 станций технического обслуживания, 32 мотеля и шесть кемпингов.

Калининградская область вызывает большой интерес у путешественников, и там уже обеспечен широкий спектр возможностей для отдыха водителей и пассажиров на пути к главным достопримечательностям: национальному парку «Куршская коса», Кафедральному собору, Рыбной деревне и многим другим. В ходе совещания представитель Министерства развития инфраструктуры Калининградской области обозначил основное направление работы в рамках развития МФЗ ‒ это модернизация существующих комплексных объектов. Инвесторы в свою очередь заинтересованы в развитии более широкой линейки услуг для пользователей автомобильных дорог. Кроме того, регион стал участником пилотного проекта по линии Минэнерго России по созданию сети электрозаправочных станций. Основная цель – обеспечить существующие объекты АЗС и МФЗ электрозарядными станциями в границах региона.

Что касается Ленинградской области, то здесь туристический поток сосредоточен в том числе на пути к городу с богатой историей – Выборгу. Часть маршрута проходит по автомобильной дороге А-181 «Скандинавия», находящейся в ведении ФКУ Упрдор «Северо-Запад». На сегодняшний день заключены соглашения о сервитуте на земельные участки для размещения двух МФЗ на 55-м км справа и слева вблизи площадок отдыха. Кроме того, на 75-м и 160-м км также планируется устроить двусторонние МФЗ, включающие широкий спектр услуг для всех участников дорожного движения.

А на южной транспортной артерии – трассе «Таврида» на территории Крыма ‒ ведется строительство 12 ОДС с пунктами питания, заправками и магазинами.

В Краснодарском крае в рамках рабочей группы, состоящей из представителей ФКУ Упрдор «Черноморье», ФКУ Упрдор «Тамань», региональной власти и профильных ведомств, обсудили различные варианты размещения объектов дорожного сервиса. Департамент развития бизнеса и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края представил 15 наиболее перспективных локаций на рассмотрение, в свою очередь ФКУ предложило пять участков для размещения МФЗ на строящейся трассе А-289 между городами Краснодар и Темрюк.

Планируется, что до конца 2030 года опорная сеть автомобильных дорог РФ будет максимально обеспечена необходимым комплексом сервисных услуг для комфортного пребывания пользователей в дороге.

Росавтодор

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики