16.11.2012

С первого января следующего года в нашей стране может быть введена плата за проезд по федеральным автодорогам общего пользования транспортных средств с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн. По крайней мере так записано в ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 68-ФЗ, которым внесены изменения в Бюджетный кодекс, КоАП и закон об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В частности, этим нормативным актом установлено, что движение грузовиков, имеющих массу тяжелее 12 тонн, по федеральным трассам допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого дорогам такими машинами. А согласно проекту постановления правительства, тариф составит 3,5 рубля за 1 км пробега «тяжеловеса».

Нарушение повлечет за собой наложение административного штрафа на водителя автопоезда в размере 5 тыс. руб.; на должностных лиц, ответственных за движение данного транспортного средства, и индивидуальных предпринимателей — 40 тыс. руб.; на юридических лиц — 450 тысяч рублей. При повторном совершении правонарушения штраф для должностных лиц и ИП повышается на 10 тыс. руб., а для юридических — на 550 тыс.

Однако в начале мы написали «может быть введена». Почему? В сентябре на сайте минтранса появился проект очередного Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 6 апреля 2011 года N 68-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», где предлагается перенести срок вступления ст. 3 ФЗ-68 с 1 января 2013 года на 1 ноября 2014 г. В пояснительной записке к проекту сказано, что взимание платы планируется осуществлять при помощи системы, создаваемой в рамках государственно-частного партнерства, путем заключения концессионного соглашения. Плата в счет возмещения вреда будет рассчитываться на основании данных, полученных от бортовых устройств, работающих в системе ГЛОНАСС. По мнению специалистов минтранса, данный перенос вызван неопределенностью с возможностью заключения и исполнения вышеуказанного концессионного соглашения в установленный законодательством срок, но самое главное — позволит снизить социальное напряжение, возникающее в связи с вступлением в силу вышеуказанных положений ФЗ N 68. К тому же при подготовке проекта Федерального бюджета на следующий год минфин не планировал получать доходы от взимания платы за проезд по федеральным трассам.

Так что сегодня неясно, когда вступит в силу данное решение. А пока предоставим слова нашим экспертам.

Комментарий

Ари Хендрикс, генеральный директор компании «ДАФ Тракс Рус»:

— Предполагаю, что введение так называемого дорожного сбора в России приведет к росту тарифов на грузовые перевозки, что в свою очередь отразится на стоимости товаров в целом. Наиболее вероятно, что вырастет спрос на грузовики с полной массой менее 12 тонн. Также можно предположить, что один тяжелый грузовик будет заменяться двумя легкими, что скажется на интенсивности движения. Для этого сегмента мы предлагаем автомобили DAF LF с полной массой от 7,5 тонн, — идеальный партнер в организации внутригородских и региональных перевозок.

Виталий Ефимов, первый заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту, президент Союза транспортников России:

— Считаю, что введение платы за проезд тяжелых грузовиков по федеральным трассам нанесет ущерб экономике России. Если увеличить тариф на 1% на автомобильном транспорте, то в себестоимости продукции он увеличивается в 2,7-2,9 раза. В результате мы увеличим стоимость товара почти на 3%, потому что для того, чтобы доставить продукцию потребителю, автомобиль должен проехать три раза: сначала за сырьем, потом на производство, и только потом на рынок.

В СССР 2,2 млн автомобилей перевозили 12,5 млрд тонн грузов в год. В современной России 5,5 млн авто перевозят 5,7 млрд тонн грузов. То есть сейчас дороги забиты порожняком: кто везет три килограмма, кто в одну сторону идет пустым. Раньше запрещено было делать междугородние грузоперевозки автомобилями грузоподъемностью ниже пяти тонн и без прицепа. Сейчас 20 тонн товара везут 12-15 «Газелей». А это 12-15 водителей, рост амортизации — и вот уже в 12-15 раз дороже стоит перевозка.

За рубежом такая практика существует. Но она распространяется на все автомобили, в том числе и легковые. И все находятся в равных условиях. Конечно, машины с меньшей грузоподъемностью облагаются меньшей платой, но они и зарабатывают меньше.

Владислав Артамонов, автор портала «Склад законов»:

— Чтобы понять катастрофичные масштабы этого «побора», необходимо понимать, что сегодня у перевозчика средняя ставка за один километр составляет примерно 35 рублей. То есть «плата за вред» в 3,5 руб. за 1 км пробега составляет 10% от стоимости услуг перевозки, десятину.

В сущности, все эти сборы можно и нужно рассматривать как «дорожный оброк» на всю экономику. Наскрести деньги в дорожные фонды со всех магазинов, ларьков, фабрик, заводов и пароходов проблематично, физически невыполнимо. Но поскольку вся наша торговля и производство пользуются услугами автотранспорта, проще собирать эти деньги с перевозчиков. Поборы, которые лягут в себестоимость транспортной услуги, автоматически будут перенесены в цену товаров и оплачены из кармана рядовых граждан, покупающих молоко, хлеб, соль. Причем чем дальше от индустриальных центров эти граждане проживают, тем больше они будут платить. Абсурдность данной модели заключается еще и в том, что фактически чиновники переложили на плечи транспортников государственную функцию — сбор данного налога, и перевозчик будет исполнять функцию налоговых органов!

Альфредо Дэррико, генеральный директор компании «Ивеко Руссия»:

— Что касается введения платы за проезд, то вполне возможно, что в России возрастет спрос на более легкие модификации. В случае с Eurocargo, нашим среднетоннажным грузовиком, мы готовы предложить покупателям автомобили с полной массой 9, 10 и 12 тонн. В реальности уже были случаи, когда крупные корпоративные клиенты, прочитав о будущем введении платы «за вес», выбрали для закупки 7-тонные Iveco Daily вместо более тяжелых грузовиков, а некоторые изменили заказ с тяжелых Eurocargo с полной массой 18 тонн на 12-тонные модификации для свободного проезда по МКАД.

Если же мы говорим о тяжелой технике на базе Iveco Stralis, то нужно понимать, что он используется в основном для междугородних и международных перевозок. Таким образом, он ориентирован на значительную экономию эксплуатационных расходов, и найти ему замену в лице среднетоннажного и малотоннажного грузовика будет невозможно.

Источник: Российская газета

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики