28.09.2022

В пресс-службе Западного военного округа сообщили о начале отправки мобилизованных из Петербурга в формируемые воинские части. Сколько всего горожан власти планируют призвать, неизвестно. При этом известно, что не подлежат призыву работники предприятий оборонной промышленности. «Бронь» или временную отсрочку от мобилизации также получат граждане с высшим образованием, работающие в сфере информационных технологий, связи, некоторых СМИ, а также в финансовых организациях.

Эксперт по инновациям в ретейле, сооснователь Newretail и ProjectLine Борис Агатов прогнозировал, что от мобилизации в первую очередь может пострадать логистика: «Водители во время боевых действий тем более такого широкого фронта в 1 тысячу км крайне необходимы. Водителей скорее всего мобилизуют в первую очередь». Также, по его прогнозам, под первую категорию мобилизации попадают курьеры и охранники, поскольку это, как правило, молодые, здоровые и физически крепкие люди.

О том, грозит ли Петербургу кадровый голод из-за мобилизации, рассуждает главный эксперт hh.ru по рынку труда и руководитель направления клиентской эффективности сервиса Наталья Данина.

Наталья Данина, главный эксперт hh.ru по рынку труда, руководитель направления клиентской эффективности hh.ru:

«По нашим данным, сегодня в Санкт-Петербурге открыто 84 тысячи вакансий, при этом конкуренция среди соискателей составляет 6-7 резюме на место. Ряд профессиональных сфер испытывают кадровый голод, среди них — рабочий персонал, строительство, медицина, производство, добыча сырья, продажи и другие.

Рынок труда в марте-апреле уже проживал подобное состояние, вызванное началом проведения СВО и санкционным давлением, поэтому, скорее всего, мы увидим краткосрочное падение вакансий, сопоставимое с периодом начала весны. Вместе с этим среди работодателей и соискателей никто не сталкивался с ситуациями, вызванными частичной мобилизацией. В пользу этого сценария можно отнести лишь то, как рынок труда пережил пандемию и события конца зимы — падение и достаточно быстрое восстановление.

В течение ближайших месяцев может случиться снижение числа открытых вакансий по причине полной перестройки работы HR-отделов в новых условиях частичной мобилизации, с которыми до этого момента никто не сталкивался. Это новая нормативная база (внешние указы, приказы по компании и т. д.), это глобальные тектонические сдвиги и в плане влияния на системы и методы управления человеческим капиталом, это состояние точно похоже на пандемический шок. Иными словами, HR-функция вновь вошла в зону стремительной трансформации, в которой подбор новых людей далеко не первоочередная задача.

В этой связи какое-то время будет не до новых вакансий и не до подбора как такового. Насколько затянется этот период, в первую очередь, будет зависеть от интенсивности, рациональности, наличия четкой нормативной базы организации частичной мобилизации со стороны властей.

Озвученный потенциал частичной мобилизации — 300 тыс. человек — условно когорта молодых людей 20-24 года и чуть в меньшей степени люди до 40 лет — это самые высокопродуктивные и работоспособные возрастные категории, которые находятся в дефиците в течение последних двух лет. Изъятие этой части трудоспособных ресурсов, безусловно, является дополнительной нагрузкой на рынок труда и фактором усугубления дефицита кадров. Но на фоне возможного сокращения числа вакансий это вряд ли отразится на уровне конкуренции за рабочие места, она останется на текущем уровне — 5-6 человек на место в целом по стране.

При этом если смотреть на отрасли, розничная торговля — ключевой участник рынка труда в плане массового найма — продолжит подбор в сохраняющихся условиях высокой текучести кадров. В нефтегазовой и остальных сырьевых отраслях — санкционное давление, скорее всего, будет еще сильнее. Но объем трудовых ресурсов, занятых в них, к счастью, не так велик, чтобы иметь большое влияние на рынок труда. Транспортная и логистическая отрасли продолжат активно развиваться за счет параллельного импорта и люди там тоже будут нужны».

РБК

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики