В начале весны Сибирская ассоциация автомобильных перевозчиков (СААП) провела круглый стол «Умная дорога» о перспективах развития в Новосибирской области интеллектуальных транспортных систем.
В нем приняли участие перевозчики, дорожники, представители контролирующих органов, IT и телекоммуникационных компаний.
Открывая дискуссию, президент СААП Вячеслав Трунаев отметил, что сегодня технологии развиваются стремительно. Сложно уже представить, что каких-то 15 лет назад почти стопроцентно транспорт не был оснащен системами навигации. Сегодня все наоборот — сложно представить автомобиль без GPS и ГЛОНАСС. Поэтому, как подчеркнул президент СААП, перевозчикам нужно понять, что их ждет в будущем. Какие проблемы будут решены и какие новые возникнут в связи с широким распространением ИТ-технологий.
Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» была утверждена правительством РФ в прошлом году. Основные цели, вехи, задачи программы описаны в «дорожной карте», где выделены три этапа развития с тремя контрольными датами — 2018, 2020 и 2024. Тем не менее сложение «пазлов» цифровой картины будущего, в том числе и в транспортной сфере, уже идет. Здесь хотя бы можно сказать о той же системе глобальной навигации и системе «Платон».
Уже в ближайшее время, по словам президента СААР, в связи с развитием телемедицины может измениться система медицинских осмотров водителей. И, возможно, система весенних ограничений, из-за которой огромные потери несут не только транспортные компании, но и экономика страны в целом. С этого года ограничения не вводятся на федеральных трассах, однако они остаются на дорогах регионального и межмуниципального значения.
Но и здесь могут вмешаться новые технологии и использование термодатчиков, измеряющих температуру поверхностного и подповерхностного слоя дорожного покрытия. «Недавно, — сказал Вячеслав Трунаев, — на совещании у министра транспорта и дорожного хозяйства нашего региона один из моих коллег привел такие интересные данные. Оказывается, если применять термодатчики, то, по оценке специалистов, дороги надо закрывать не с середины—конца апреля до конца мая, а в июне. И не на один месяц, а всего на 10 дней».
2,5 года назад правительством РФ была введена система «Платон». Первоначально идея была сугубо фискальная, однако уже сейчас, по мнению руководителя Сибирского обособленного подразделения ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» Дениса Крылова, она перерастает в нечто большее.
Архитектура «Платон» такова. Центр обработки данных находится в Твери. Данные поступают от бортовых устройств, которые выдаются всем перевозчикам бесплатно. Есть контрольная структура — 480 установленных на федеральных трассах по всей стране рамных конструкций с системами распознавания государственных регистрационных знаков и более ста машин с мобильными комплексами. В Твери на базе полученных данных происходит расчет трафика, и с учетом установленного правительством тарифа с лицевого счета владельца транспорта списываются предусмотренные сбором финансовые средства. «Платон» имеет колл-центр и сайт с личным кабинетом. На сегодняшний день там зарегистрировано 964 тысячи автомобилей, 360 владельцев транспортных средств.
Всего уже выдано 740 тысяч бортовых устройств, и, таким образом, в Центре в Твери скапливаются огромные данные, которыми начинает пользоваться российское правительство, прежде всего Министерство транспорта. Системы распознавания «Платон» устроены так, что они видят весь трафик на всех федеральных трассах: сколько машин идет, с какой скоростью, в каком направлении.
Денис Крылов уверен, что эти большие данные, это количество уже завтра должно перейти в качество. Учитывая протяженность российских дорог и, соответственно, важность транспортно-логистической отрасли, эти данные можно использовать для оптимизации многих процессов. Дистанционный контроль в реальном времени за перемещением транспортных средств и грузов для их владельцев решает задачи сокращения простоев, ускорения электронного документооборота и
т. д. Грузоотправителям, грузополучателям, владельцам логистических комплексов достоверная информация об отправке, прибытии грузов, своевременности расчетов не менее важна. Интерес к данным, собираемым системой «Платон», уже проявили топливные и страховые компании.
Начальник отдела информационных технологий и связи ТУАД области Алексей Конкин проинформировал о том, как развиваются в регионе автоматизированные системы весогабаритного контроля. Программа была запущена в 2010-м, а начиная с 2013-го в области на региональных трассах было установлено пять автоматизированных постов. Два уже работают, на других еще предстоит поменять дорожное покрытие. Всего в регионе в ключевых местах предполагается установить 26 таких постов, и это позволит охватить габаритным контролем 82 процента всего трафика движения грузовых автомобилей.
На круглом столе возник вопрос, какой метод контроля надо считать более точным и эффективным — стационарный или динамический. Алексей Конкин ответил, что первый опыт эксплуатации систем динамического взвешивания показал их высокую эффективность. Кроме того, эти системы можно встроить в другие информационные комплексы, а значит, это правильный путь к созданию общей интеллектуальной транспортной системы «Умные дороги». Доказывает это и международный опыт. Сегодня во всем мире уходят от стационарного контроля к динамическому.
Представитель ТУАД подтвердил также, что работа по термодатчикам внесена в НИОКР. Однако пока рано говорить о том, что благодаря использованию термодатчиков периоды закрытия дорог сократятся. Возможно, наоборот, они будут увеличены.
Государственных программ «Умные дороги» и «Умный город» еще нет, но, как заметил начальник «Центра организации дорожного движения при минтрансе Новосибирской области» Виктор Шайдула, элементы «умных дорог» и «умного города» уже вплетены в другие проекты. Такие как федеральный проект «Безопасные и качественные дороги» и региональная программа «Построение и развитие аппаратно-программного комплекса «Безопасный город».
Внедрение фото- и видеофиксации уже приносит свои плоды. Начиная с 2014 года поступление денежных средств в бюджет области от штрафов за зафиксированные нарушения стабильно растет, при том, что количество нарушений сокращается. Например, в 2017 году по сравнению с 2016-м число нарушений и ДТП, связанных со скоростным режимом, сократилось в два раза. Многие участки областных автострад, городские перекрестки концентрации ДТП после того, как там были установлены системы наблюдения, стали безопасными. «Это говорит о том, что люди стали более законопослушными», — убежден Виктор Шайдула.
Что опять же немаловажно, система фото- и видеоконтроля легко сочетается с другими системными комплексами. Скажем, с чисто информационными, которые сейчас устанавливаются на въезде в города.
Именно такие информационные системы производит предприятие «Новосибирскинформсвет». На трассе Иркутск — Листвянка им были установлены табло, которые информируют водителей о ситуации на дороге, погодных условиях по пути следования и в конечных пунктах. И иногда, как отметил директор «Новосибирскинформсвета» Константин Бакун, водители просто возвращаются домой, если погодные условия их не устраивают.
По заказу мэрии Новосибирска предприятие занимается и светофорами. Первое поколение светофоров было на лампах 220 В. Второе уже на светодиодах. В третьем применена новая система управления. Если до этого на перекрестке, где установлено несколько светофоров, требовалась масса проводов, то в третьем поколении достаточно двух для управления и двух для питания 36 В. На сегодняшний день в городе такими светофорами оборудованы 53 перекрестка, и «Новосибирскинформсвет» работает уже над четвертым поколением.
«В прошлом году мы принимали участие в выставке Gulf Traffic Exhibition в городе Дубае. Интерес к идее «Умного города» на Западе очень высок. Однако нам сказали: если вы хотите торговать своей продукцией, то ваши светофоры должны сами контролировать трафик, считать подход транспорта и пешеходов и в зависимости от этого сами регулировать движение. Мы выбрали одну такую систему, американскую, в которой четыре камеры, купили ее и сейчас учим их контролер общаться с нашим контролером. Все это очень важно. Для «Умного города» — это самое первичное звено. Вот у нас есть главные дороги, к которым подходят второстепенные и на которых по утрам нередко движения вообще нет. Тем не менее светофоры всё равно работают, и мы всё равно транспорт тормозим. То же самое с пешеходным трафиком. Почему бы на перекрестках не установить для пешеходов кнопки. Нажал — прошел, а потом, может, еще полчаса пешеходов не будет. Техника сегодня это позволяет сделать, так почему бы не сделать?» — завершая свое выступление, спросил Константин Бакун.
Забегая вперед скажем, что буквально на следующий день в «Новосибирск Экспоцентре» начал работу форум «Городские технологии», где между мэрией и компанией «Софтлайн Трейд» было подписано соглашение о сотрудничестве по созданию автоматизированной системы управления дорожным движением. Пилотным проектом по соглашению как раз и должна стать установка «умных светофоров». Они будут анализировать трафик движения и в случае заторов переключать светофор на «зеленый». Опробовать такие светофоры предполагается на улице Семьи Шамшиных.
В основе интеллектуальных транспортных систем будущего, безусловно, лежат информационные и коммуникационные технологии.
О том, какие возможности они уже предоставляют сейчас, на круглом столе рассказали руководитель по развитию ИКТ-проектов Сибирского филиала ПАО «МегаФон» Владимир Гаврилов и управляющий директор IVOICE Technology Андрей Заворин. «Умный светофор» здесь только начало. На круглом столе говорили и о таких проектах, как «умная остановка», «умный троллейбус», автоматизация коммуникаций в диспетчерских службах, колл-центрах, сервисах заказа такси и другого транспорта за счет внедрения роботов с функциями распознавания речи и умением вести диалог. Некоторые из этих проектов уже начали реализовываться, другие фактически готовы к реализации.
Камнем преткновения, по мнению Андрея Заворина, остается то, что нет единой «информационной шины», которая бы унифицировала передачу и хранение данных. Пока каждый субъект федерации пытается развивать свою IT-систему. Разрозненность стандартов, отсутствие в отрасли единых протоколов не позволяют создать общую информационную платформу.
Не так давно прошла информация, что резидент «Сколково» VIST Group разработал тяжелый беспилотный самосвал Terex, который успешно был протестирован на полигоне в Марокко. Но, опять же, для беспилотников нужны «умные дороги». Чтобы такая машина без водителя могла проехать от Владивостока до Калининграда, на всем протяжении пути необходимо установить соответствующее оборудование с портами для обмена информацией с «беспилотником».
В целом с Андреем Завориным согласился директор «ИТС-Сибирь» Олег Сидоренко. Он, однако, добавил, что на последней транспортной конференции в Нижнем Новгороде говорилось о создании ассоциации «Цифровая эра транспорта». Эта ассоциация как раз и занялась разработкой документации для приведения различных информационных систем к общему стандарту. После того, как эта работа завершится, на законодательном уровне будет принят ряд нормативных актов для разработчиков IT-систем, чтобы все они с Запада на Восток и с Севера на Юг работали по единым правилам. «Мы еще лишь в самом начале пути, но свет из конца тоннеля уже идет», — подытожил Олег Сидоренко.