В понедельник, 25-го ноября, Правительство опубликовало Постановление, которое утверждает повышение утилизационного сбора с 1-го января 2020-го года. Ставки главным образом вырастут на новые автомобили — те, которые младше 3 лет.
Так, ставка на новые седельные тягачи масссой от 12 до 20 тонн увеличится на 66,8%, массой от 20 до 50 тонн — на 21,5%.
Полторы недели назад стало известно, что перевозчики обратились к Правительству с просьбой не повышать утилизационный сбор на грузовые автомобили и главным образом — на седельные тягачи, на которые, как отмечалось в письме, «приходится не менее 90% автопарка большинства компаний». Перевозчики опасаются, что рост ставок спровоцирует рост цен, в то время парк грузовых автомобилей в стране и так медленно обновляется, а его средний возраст достигает 19 лет.
Увеличиваются также ставки и на другие категории грузовых транспортных средств. Правда, не так значительно, как на седельные тягачи.
На новые грузовые транспортные средства массой от 12 до 20 тонн они вырастут на 18,6%, на автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, такой же массы — на 21,1%.
Ставки на новые грузовики весом от 8 до 12 тонн поднимутся почти на 15%, на грузовики от 3,5 до 5 тонн — на минимальные 5%. При этом ставка на грузовики массой от 5 до 8 тонн останется неизменной.
Легковые автомобили
Эта категория, следует заметить, отличается куда как более серьезным повышением.
Так, на новые автомобили объемом двигателя от 1 до 2 литров, которые, кстати, пользуются наибольшим спросом, ставки увеличатся даже значительнее, чем в 2 раза, — на 112%, на автомобили объемом от 2 до 3 литров — еще больше, на 123,5%.
Утилизационный сбор на новые автомобили объемом двигателя от 3 до 3,5 тонн вырастут на 126,5%, а на те, которые мощнее 3,5 литров, — вообще на 145%.
Минимальным будет повышение для малолитражек (объемом до 1 литра) — на 46%.
При этом на транспортные средства (вне зависимости от объема двигателя), ввозимые физическими лицами для личного пользования, ставки останутся прежними.
Компенсация производителям
Вместе с тем компаниям, чье производство находится в России, повышение утилизационного сбора могут компенсировать: на эти цели в бюджете ежегодно закладывается порядка 120 млрд. рублей.
Однако, во-первых, субсидии предусмотрены только для тех, кто ранее подписал с Правительством специальный инвестиционный контракт (СПИК).
MAN и Scania, которые входят в топ-5 наиболее востребованных марок у грузоперевозчиков, такие соглашения не подписали.
А во-вторых, целиком все затраты на уплату сбора компаниям вряд ли возместят. По схеме, которая пока еще окончательно не утверждена и которая не удовлетворяет производителей, точно компенсируют только 60% расходов, компенсации оставшихся 40% будет зависеть от того, насколько все же производство локализовано в России.
На прошлой неделе мы обратились в MAN, Scania и Volvo с просьбой оценить возможный рост цен на автомобили с учетом повышения утилизационного сбора, но компании на наши запросы не ответили. Видимо, разгласить финансовую политику на тот момент не представлялось возможным.