Несмотря на санкционную политику и уход с российского рынка крупнейших мировых автопроизводителей, в 2023-м году в России было продано рекордное количество грузовых автомобилей начиная с 2007-го года. По крайней мере, об этом свидетельствуют данные аналитического агентства «Автостат». Правда, основная доля продаж пришлась на китайскую технику, которая за последние два года уверенно отодвигает отечественные марки.
Впрочем, по итогам 2023-го года «КамАЗ» все-таки смог сохранить лидерство в общем рейтинге продаж. Однако его доля на рынке за год снизилась с 37,5% до 21,6%, в то время как доля следующего за ним китайского производителя Sitrak выросла почти в 4 раза — с 4,5% до 16,5%.
В топ-10 «КамАЗ», в принципе, единственный, кто демонстрирует отрицательную динамику продаж от года к году — -1,6%. Все остальные, в том числе российский «ГАЗ» и белорусский «МАЗ», показывают увеличение количества проданных автомобилей.
Кстати, помимо «КамАЗа», «ГАЗа» и «МАЗа», все другие в топ-10 — это именно китайские производители: Sitrak, Shacman, FAW, Howo, Foton, Dongfeng и JAC.
При этом вход на российский рынок компании Dongfeng вывел из рейтинга лидеров отечественного производителя «Урал», а наиболее впечатляющие обороты набрал Foton: в течение 2023-го года он нарастил продажи в 43 раза.
В целом, за 2023-й год в России было реализовано 143,7 тыс. новых грузовых автомобилей, что является абсолютным рекордом начиная с 2007-го года и на 71% превышает показатели 2022-го года.
Что касается наиболее популярных моделей, то здесь «КамАЗ» со своими «КамАЗ-43118» и «КамАЗ-65115» опустился сразу на 5-ю и 6-ю строчки соответственно, пропустив вперед себя китайских конкурентов — Sitrak C7H (1-е место), FAW CA3310 (2-е место), Shacman SX3258 (3-е место) и Shacman SX3318 (4-е место).
Сразу за «КамАЗом» в рейтинге идет GAZ Gazon Next (7-е место), а все остальные популярные модели, опять-таки, от китайских производителей.
Напомним: в 2022-м году с введением санкций в отношении России крупнейшие европейские производители грузовых автомобилей (MAN, DAF, Mercedes, Volvo, Scania и др.) ушли с российского рынка, остановив свое производство и прекратив поставки новой техники в РФ.
В результате, освободившуюся нишу заняли китайские грузовики, покупка которых одно время была выгодной также с точки зрения валютного курса.
Вместе с тем представители отечественных транспортных компаний отмечают, что на рынке по-прежнему наблюдается нехватка магистральных тягачей, что непосредственным образом влияет на рост тарифов. В 2024-м году дефицит оценивается в 40 тыс. транспортных средств.
При этом средний возраст автопарка в России составляет около 18 лет, что вызывает острую необходимость его обновления.