Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ/IRU) не без радости сообщает, что Европейская комиссия одобрила выделение 60 млн. евро на модернизацию сети охраняемых стоянок для грузового транспорта, что в том числе предусматривает и строительство новых объектов. Оказывается, сейчас одна из проблем в Европейском союзе (ЕС) — отсутствие необходимого количества безопасных мест для отдыха водителей большегрузов.
Так, 90% опрошенных водителей считают, что имеющихся стоянок на дорожной сети ЕС недостаточно. Исследование, в котором принимал участие и Международный союз автомобильного транспорта, показало, что их должно быть хотя бы на 100 тыс. больше.
Сейчас, отметим, на дорогах ЕС функционирует 300 тыс. стоянок для грузового транспорта.
Причем в МСАТ подчеркивают: только 7 тыс. из них (менее 3%) прошли необходимую проверку на соответствие качества оказываемых услуг и получили сертификат, подтверждающий их безопасность.
Выделенные Европейской комиссией 60 млн. евро пойдут как на модернизацию имеющейся сети зон отдыха, так и на строительство новых объектов. Планируется, что в рамках реализации программы на основных магистралях Европы, входящих Трансъевропейскую транспортную сеть (TEN-T), охраняемые стоянки для грузового транспорта будут обустроены с расчетом «через каждые 100 км пути».
Еще 1,4 млрд. евро Европейская комиссия выделит на развитие транспортной инфраструктуры в целом.
А в России?
Сколько стоянок для грузового транспорта значится на дорожной сети России, сказать сложно. То ли их подсчет никто и не ведет, то ли точные данные являются какой-то засекреченной или глубоко скрытой в недрах интернета информацией.
Министерство транспорта, например, способно в своих докладах указать, сколько тысяч погонных метров барьерного ограждено было за год установлено на региональных дорогах или сколько тысяч километров линий электроосвещения смонтировано, однако данные об уровне развития придорожного сервиса озвучивает разве что в отношении платных дорог.
Сейчас на сети «Автодора» построено 54 многофункциональные зоны (по состоянию на июль 2019-го года). К концу 2024-го года будет введено еще 68.
Кое-какую информацию можно найти также про федеральные трассы. Так, если верить отчету Росстата, то к концу 2017-го года на федеральной сети (протяженность — более 53 тыс. км) действовало 4 403 площадки-стоянки. Сколько из них могут принять грузовой транспорт (и в каком количестве) и предназначены ли они, в принципе, для большегрузов, не уточняется.
Есть еще данные, опубликованные на сайте Агентства автомобильного транспорта. В соответствии с ними на федеральных, региональных и межмуниципальных дорогах число парковок для транспортных средств не достигает и 3 тыс. Правда, эти сведения, во-первых, включают в себя только половину регионов, а во-вторых, порядком устарели: датируются 2014-м годом.
Заметим: речь идет о парковках, стоянках-площадках, а не о безопасных охраняемых стоянках, соответствующих стандартам, имеющих определенные сертификаты и пр.
Планируют ли в России расширять сеть зон отдыха для водителей грузовых автомобилей? Наверное, да. Когда-нибудь — так точно. Однако пока эти планы так широко не обсуждаются.
Например, национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» содержит много параметров — целевых показателей: доля нормативных дорог, количество пунктов весогабаритного контроля, дорожных камер, экспресс-тестов для освидетельствования водителей, число принятых стандартов и ГОСТов, внедренных интеллектуальных систем, обученных специалистов и пр. Вот только о придорожном сервисе в планах ни слова.
Хотя на необходимость создания к концу 2024-го года автоматизированной информационной системы тахографического контроля в них четко указано.
В Министерстве транспорта в последнее время вообще серьезно озаботились соблюдением водителями режима труда и отдыха. С 1-го ноября штрафы за его нарушение введены и для юридических лиц и ИП. С этого же дня в обязанность всех без исключения владельцев грузовиков массой свыше 3,5 тонн входит и оснащение своих транспортных средств тахографами.
Однако тот факт, что нынешнее развитие придорожного сервиса далеко не всегда позволяет водителю вовремя отдыхать от вождения, отмечают даже в Министерстве экономического развития.
Для справки
Общая протяженность дорог в странах Европейского союза превышает 5 млн. км, в России — только 1,5 млн. км.
Площадь Европейкого союза достигает почти 4,5 млн. кв. км, России — 17 млн. кв. км.