01.06.2018

В регионах России проходят протестные акции автомобилистов в связи с резким ростом цен на топливо. Сегодня митинг пройдет в Омске, вчера вышли протестовать новосибирцы, ранее — жители ряда других городов. Политологи назвали это «послевыборной эмоцией», которая «вряд ли радикально повлияет на ситуацию». Тем не менее вчера в правительстве объявили о том, что акцизы на топливо для стабилизации ситуации на рынке будут снижены уже сегодня — вместо ранее запланированного повышения с 1 июля. Однако и представители отрасли, и протестующие уверены, что это не приведет к снижению цен на АЗС.

 

 

Вчера в Новосибирске автоперевозчики провели пикет против роста цен на топливо. Глава Сибирской ассоциации автоперевозчиков (организатор акции) Вячеслав Трунаев задал тон, эмоционально заявив, что участники транспортного рынка поставлены «на грань выживания». «С января предприятия работают практически в убыток,— рассказал он.— Мы начинаем проедать основные средства, скоро техника потребует ремонта, замены резины, а денег на это не будет». «У меня до 60% расходов приходится на топливо,— подтвердил “Ъ” один из пришедших на акцию предпринимателей.— С учетом роста цен на запчасти это просто бессмысленный бизнес».

 

 

Участники пикета развернули плакаты с лозунгами: «Нет грабительским ценам на топливо», «Дорогое топливо сожрет Россию», «Бензин как в Америке, а жизнь как в Гондурасе», «Бензин в России добывают из золота?».

По данным Росстата на 28 мая, средние общероссийские потребительские цены на литр 92-го бензина за последние две недели выросли с 39,5 руб. до 41 руб., 95-го бензина — с 42,4 руб. до 44 руб., 98-го — с 47,7 руб. до 49 руб., дизельного топлива — с 42,4 руб. до 43,9 руб.

 

 

Столь значительного повышения цен за такой короткий промежуток времени еще не было, уточнил коммерческий директор ООО «Сибирский экспедитор» Дмитрий Минор. «Протестные акции позволят подчеркнуть серьезность проблемы,— говорит он.— Если ситуация не изменится, многие участники могут разориться. Надеемся, что власти хотя бы стабилизируют рост цен на топливо». «Мы посчитали дополнительные расходы на транспорт в городе в условиях роста цен на бензин — это 100 млн руб.,— поддержал критику мэр Новосибирска Анатолий Локоть.— Это просто караул».

Волна протеста против повышения цен на бензин началась с Дагестана: стихийный митинг водителей у авторынка на трассе Махачкала—Дербент прошел 20 мая. 26 мая в Иркутске около двух десятков легковых машин под видом поломки остановились на заправке НК «Роснефть» в микрорайоне Байкальский, таким образом выразив свой протест (акция транслировалась в соцсетях). На АЗС прибыли несколько экипажей ГИБДД: водителей оштрафовали за нарушение ПДД — они не выставили знаки, предупреждающие о поломке. Подобные акции происходили еще в нескольких населенных пунктах Иркутской области.

 

 

4 июня в Братске пройдет автопробег против повышения цен на бензин, а 7 июня — митинг в Иркутске в сквере имени Кирова: заявка подана в мэрию Иркутска на участие 1 тыс. человек.

 

 

В Омске митинг против роста цен на топливо пройдет уже сегодня: организаторами выступают региональное отделение партии «Яблоко» и городские депутаты. По словам главы омского «Яблока» Татьяны Нагибиной, ожидается 300 человек. Акция состоится на площади Победы, митинг согласован с властями.

 

 

«К нам подключатся автомобилисты. Мы будем требовать остановить рост цен на бензин и прекратить коррупцию во власти,— говорит госпожа Никитина.— Кому-то, видимо, понадобились деньги на очередной замок».

 

 

В Ставропольском отделении Объединения перевозчиков России (ОПР; организатор протестных акций против системы «Платон» в начале 2017 года) рассказали “Ъ” о намерении «собрать 2 июня людей, чтобы обсудить, какие принимать меры в связи с повышением цен». «Ситуация у нас не лучше, чем в Сибири: цены растут, да еще и в преддверии уборки,— объяснил председатель ставропольского отделения ОПР Юрий Распопов.— Поэтому мы обсудим это вопрос и с перевозчиками, и с фермерами, и с казачеством».

И. о. руководителя Красноярского отделения Федерации автовладельцев России (ФАР) Егор Фролов в разговоре с “Ъ” допустил возможность организации протестной акции. Красноярские перевозчики считают, что в условиях резкого роста цен на топливо местные власти должны поднять цены на проезд в общественном транспорте. «Стоимость топлива выросла на 25% — если цены растут на все, то и на проезд они должны увеличиваться. Мы готовы возить и по пять рублей, если будет соответствующая цена на ГСМ»,— сообщил руководитель одной из компаний-перевозчиков на условиях анонимности.

 

 

Ряд опрошенных “Ъ” региональных перевозчиков бастовать не собирается, рассчитывая на снижение стоимости топлива после уменьшения акциза. Ранее планировалось повысить акциз с 1 июля 2018 года, однако вчера представитель вице-премьера Дмитрия Козака заявил о решении начать снижение фискальной нагрузки на отрасль с 1 июня: акцизы на бензин будут уменьшены на 3 тыс. руб. за тонну, на дизтопливо — на 2 тыс. руб. за тонну. С 1 июля сокращение составит еще 700 руб.

 

 

«Снижение акцизов на топливо автоматически не приведет к снижению цен на АЗС,— пояснил “Ъ” гендиректор некоммерческого партнерства «Совет по товарным рынкам» (защищает интересы независимых нефтетрейдеров) Илья Мороз.— Это решение может принять только регулятор после того, как стабилизируется оптовая цена». Однако господин Мороз считает маловероятным снижение цен на заправках: «Такого не припомню, хотя в случае жесткой политической воли возможен и такой вариант».

 

Тем не менее нефтяники на прошедшем совещании с вице-премьером Дмитрием Козаком обещали держать цены на бензин на АЗС примерно в течение месяца, а за это время надо выработать системные меры поддержки НПЗ. Об этом сообщил вчера «РИА Новости» пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев. Господин Козак провел экстренное совещание с крупнейшими нефтяными компаниями из-за ситуации с ростом цен на бензин и дизтопливо в РФ.

 

 

Глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов сравнивает акции автомобилистов с масштабными выступлениями в Подмосковье против свалок. «Здесь есть послевыборная эмоция, выплеск энергии и протестного настроя,— считает он.— Чем эмоциональнее выступление, тем обычно хуже оно организовано, а организаторы не очень моделировали, что делать завтра-послезавтра. Значит, этим относительно несложно манипулировать». Политолог делает вывод, что «радикально на ситуацию это не повлияет».

 

 

«Серьезных акций протеста по большому счету пока не было,— уверен координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко.— Но недовольство зреет давно, причем не только у перевозчиков, а у всех владельцев автомобильной техники».

 

 

«Минимум в десяти регионах мероприятия проводились от имени Федерации автовладельцев России, хотя мы ничего такого не планировали,— заявил “Ъ” лидер ФАР Сергей Канаев.— Чьих это рук дело, пока не ясно, но эта инициатива точно не снизу». Господин Канаев добавил, что информация о снижении акцизов с 1 июня поступила в ФАР еще неделю назад. «В любом случае, конечные цены на бензин вниз не пойдут,— говорит он.— Проблема не в жадности бизнеса, а в жадности чиновников».

Коммерсантъ

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики