Четвертого апреля 2018 года в Новосибирске прошел круглый стол на тему «Умная дорога». Организатором мероприятия выступила Сибирская ассоциация автомобильных перевозчиков.
С вступительным словом к участникам круглого стола обратился президент СААП Вячеслав Трунаев:
— Один умный человек сказал: «Каменный век закончился не потому, что камни кончились, а потому, что появились новые технологии». Сейчас технологии развиваются стремительно, а мы быстро привыкаем к их повседневному использованию. Даже забываешь, что лет пятнадцать назад у перевозчика не было возможности удаленно контролировать расход топлива, он не мог в любую минуту с помощью GPS-навигации определить местонахождение грузовика, по сотовой связи или через интернет связаться с водителем.
Технологическая гонка ускоряется. Мы не замечаем, как оказываемся окружены все большим числом различных автоматических датчиков, которые собирают и передают всевозможную информацию. Под влиянием IT-технологий незаметно трансформируются, становятся другими самые разные отрасли экономики: от медицины и торговли до финансов и транспорта.
Правительство России приняло программу развития «цифровой» экономики. Пока идут в основном «подводные», не видимые нам, процессы. Государство формирует нормативную базу для внедрения цифровых технологий во все сферы жизни, в том числе, и в транспортную сферу. Но появляются и первые примеры масштабных инвестиций в создание «цифровой» инфраструктуры в транспортной сфере — в частности, на трассах установлены датчики системы «Платон», создается широкая сеть автоматизированной системы весогабаритного контроля.
IT-технологии будут внедряться в самых разных сегментах дорожно-транспортной сферы. В результате, может, например, полностью измениться существующая система предрейсовых медицинских осмотров. Или возьмем весенние ограничения движения большегрузных транспортных средств. Сроки этих ограничений могут сместиться и сократиться, когда в дорожное полотно будут вмонтированы температурные датчики.
Нам, перевозчикам, надо готовиться к работе в новых условиях. Поэтому в ходе сегодняшнего мероприятия хочется понять, что нас ждет в цифровом будущем. К чему готовиться транспортным компаниям? Какие проблемы будут решены, а какие, наоборот, возникнут благодаря широкому распространению ИТ-технологий? Желаю нам всем интересного и плодотворного общения!»
В ходе круглого стола с докладами выступили представители нескольких ИТ и телекоммуникационных компаний, органов государственной власти.
Так, руководитель по развитию ИКТ-проектов Сибирского филиала ПАО «МегаФон» Владимир Гаврилов в своем выступлении рассказал о различных решениях, которые ПАО «МегаФон» предлагает для развития «умных» дорог. Это, например, технические решения для организации платных парковок, установки «умных» светофоров (которые с помощью датчиков анализируют информацию о загруженности дорог). Кроме того, с помощью датчиков можно контролировать количество пассажиров на входе и выходе в общественный автотранспорт (автобусы, троллейбусы, трамваи) и при необходимости изменять количество экипажей на маршруте. Есть у «МегаФона» разработки и для автоматической системы весогабаритного контроля.
Управляющий директор IVOICE Technology (резидент «Сколково») Андрей Заворин обратил внимание участников круглого стола на разработку, которая позволяет распознавать речь. Это технологическое решение может решить проблемы бизнеса, способствовать автоматизации ряда бизнес-процессов. Например, заменить роботами людей в клиентских службах, там, где идет прием заказов, передача данных. Такие системы уже применяются в службах такси, других транспортных компаниях, в медицинских учреждениях, предприятиях ЖКХ.
Директор ООО «Новосибирскинформсвет» Константин Бакун рассказал о разработке «умного» светофора, который будет анализировать транспортные потоки и в зависимости от результатов оперативно корректировать режим своей работы. По его словам, компания также накопила большой опыт в разработке информационных табло. Одни из них установлены, на магистралях, например, на трассе «Листвянка – Иркутск», другие на остановках общественного транспорта.
Президент СААП Вячеслав Трунаев поинтересовался, возможно ли установить подобные табло на подступах к Новосибирску, чтобы предупредить водителей транзитного транспорта о закрытии въезда в город по погодным условиям. «Нет проблем. Это самая простая задача», — ответил Бакун.
С подробным докладом о том, какие дополнительные сервисы для различных участников рынка могут возникнуть на базе системы «Платон», выступил руководитель Сибирского обособленного подразделения ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» Денис Крылов.
По его словам, собранная системой статистика аккумулируется в центре обработки данных и ее уже активно используют в своей работе правительство и минтранс РФ.
—Наконец, у нас есть реальная информация по каким дорогам России, с какой скоростью и в каком направлении движется грузовой трафик. Появились достоверные данные о том, что из себя представляет автомобильный парк России. Первоначально предполагалось, что по федеральным автодорогам общего пользования передвигается около 2 млн грузовых автомобилей. Сегодня мы видим, что к «Платону» подключились около 964 тысяч и наша система распознавания показывает, что не охвачено еще несколько десятков тысяч единиц транспорта. То есть в стране фактически около 1 млн дееспособного грузового транспорта. Остальное — списанные, не использующиеся автомобили, или работающие в локациях, не имеющих выхода на «большую землю».
Система больших данных позволяет определить реальную загрузку трасс, специфику движения транспортных средств. Собранные данные с дорог, автомобилей и единиц груза можно использовать для оптимизации всех процессов. Для водителей и собственников транспорта это сокращение простоев, электронный документооборот. Экспедиторам, складам можно дистанционно контролировать перемещение транспорта, получать достоверную информацию об отправке и доставке грузов, оптимизировать работу своих структур. Топливным компаниям база данных будет интересна для прогнозирования поставок на АЗС. Страховщикам она могла бы позволить видеть перемещение грузов, качество управления транспортным средством. Банки и лизинговые компании могла бы привлечь возможность отслеживания состояния залоговой собственности, не вмешиваясь в процессы клиента.
Наиболее дискуссионной оказалась тема, которую поднял в своем выступлении начальник отдела информационных технологий и связи ТУАД Новосибирской области Алексей Конкин. Он говорил о перспективах развития в регионе автоматизированной системы весогабаритного контроля.
В Новосибирской области на региональных трассах установлено пять автоматизированных систем весогабаритного контроля. По техническим причинам из них сейчас работает только два поста, так как на остальных нужно менять покрытие. В перспективе в рамках программы в ключевых местах на дорогах региона планируется установить 23 поста автоматизированных систем весогабаритного контроля. Плюс Росавтодор намерен установить еще 2 поста. Формирование сети из 25 постов позволит контролировать 82% трафика грузового автотранспорта на региональных дорогах и этого будет достаточно для реализации принципа неотвратимости наказания.
Президент СААП Вячеслав Трунаев напомнил о европейском опыте, когда водитель транспортного средства при получении сигнала о перегрузе может проверить данные на стационарных весах. Если информация подтверждается, то перевозчик устраняет нарушение и может ехать дальше. При этом решается главная задача: не разрушаются дороги. У нас получается, что фура может проехать через несколько постов от Иркутска до Москвы и на каждом получить штраф в размере 150 тыс руб. При этом она наносит ущерб дорогам, а малое предприятие- грузоперевозчик просто закроется под грузом штрафов.
В ответ Алексей Конкин уверял, что во многих странах мира сегодня наблюдается обратная тенденция: на первое место в качестве основного средства измерения и контроля выходят динамические весы, а стационарные постепенно закрываются. «Если говорить о западном опыте, то у нас разный менталитет. В Европе потенциальных нарушителей максимум 3%. У нас, пока рамки работали в режиме мониторинга, в Плотниково нарушители составляли 35%», — говорил представитель ТУАД. По словам Алексея Конкина, наказание это лучший способ предупреждения. Перевозчик который получил штраф в следующий раз обязательно задумается надо ли ему ехать с перевесом.
Директор ООО «Маник» Евгений Демченко поинтересовался, как будет решаться вопрос с междугородными автобусами, которые изначально дают нагрузку на ось более 11,5 тонн, с машинами экстренных служб, которые летом увлажняют дороги, с наливными грузами. Конкин признал, что пока существуют проблемы в законодательстве, которые не позволяют урегулировать все спорные моменты.
Вопрос о работе автоматизированных систем весогабаритного контроля, по словам Конкина, будет рассматриваться в рамках форума «Транспорт Сибири». Для участия в мероприятии ТУАД пригласил крупнейших производителей весового оборудования крупнейших, а также метрологические службы. Модератор круглого стола «Умная дорога» Денис Крылов предложил участникам мероприятия продолжить обсуждение вопросов весового контроля в ходе форума «Транспорт Сибири».