23.06.2014

Участники совещания об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) у первого зампреда правительства Игоря Шувалова — представители Минфина, Госдумы и ЦБ — смогли согласовать единую позицию ко второму чтению поправок в закон об ОСАГО, которые ЦБ и Минфин в ближайшие дни отправят в Госдуму.
Спор о реформе ОСАГО и повышении тарифа возник из-за принятых в первом чтении поправок в закон об ОСАГО. По ним и должны были вырасти максимальные выплаты: по имуществу — до 400 000 руб. с 1 июня 2014 г., по здоровью — до 500 000 руб. с 1 июля 2015 г.
Рост лимитов должен повлечь за собой рост выплат, обсуждалось несколько вариантов изменения тарифа. ЦБ предлагал повысить коэффициенты в 31 регионе — или базовый тариф на 23% в 2014 г. и еще на 18-20% в 2015 г., Российский союз автостраховщиков (РСА) — увеличить тариф на 40%. Некоторые депутаты предлагали отказаться от индексации тарифа, но председательница комитета Думы по финансовому рынку Наталья Бурыкина в апреле заявила, что законопроект не пойдет на второе чтение, пока не будет расчетов тарифа от ЦБ.
В ЦБ не комментируют совещание, но в пятницу в Думе председательница ЦБ Эльвира Набиуллина заявила: проблемы в ОСАГО копились годами, базовый тариф не повышался 11 лет, и без поправок в закон этот узел не разрубить.
«Совещание действительно привело к согласию по основным вопросам, — сказал представитель Шувалова. — Узел, затягивавшийся более двух лет, был развязан».
Принято компромиссное решение: осенью вырастет с 120 000 до 400 000 руб. максимальный лимит выплат по имуществу и на 18-24% — тариф ОСАГО. С 1 апреля 2015 г. до 500 000 руб. вырастет лимит выплат за жизнь и здоровье пострадавших в ДТП, а ЦБ определит, требуется ли новое увеличение тарифа, говорят участники совещания.
«Пока сложно оценить, как повлияет увеличение лимита ответственности на убыточность, — говорит гендиректор страховой компании “Югория” Алексей Охлопков. — Наши предварительные оценки: должно хватить 20% [увеличения тарифа], но проблема неверно установленных территориальных коэффициентов останется, 20%-ным повышением ее не изменить».
«До конца сессии примем [поправки в закон об ОСАГО] и во втором, и в третьем чтении», — заявила Бурыкина, представлявшая на совещании у Шувалова позицию депутатов. По основным позициям согласие действительно достигнуто, удовлетворена она.
На совещании не обсуждалась еще одна поправка: с октября страхователь по ОСАГО сможет выбрать между денежной выплатой и восстановительным ремонтом, но при ремонте старого автомобиля страховщики смогут использовать бывшие в употреблении запчасти с учетом степени износа до 50%.
«Эта мера поможет страховщикам сэкономить на ремонте», — признает Охлопков, запчасти составляют до половины стоимости ремонта.
Но поправки должны решать и проблему приобретения полиса ОСАГО в регионах, говорит Бурыкина, сделать это нужно через реформу органов управления объединения страховщиков ОСАГО — РСА. «Это как картельный сговор: когда представители страховщиков заседают в руководстве союза, делят между собой полисы, создают проблему невозможности приобретения полисов, — объясняет она. — Значит, нужно реформировать орган управления РСА, вводить туда общественность, чтобы структура выполнения публичных функций была прозрачной».
Для этого депутаты уже предлагали ввести в президиум РСА представителей государства и автовладельцев. На совещании предлагалось перенести решение на осень, чтобы вопрос проработать, говорит представитель Шувалова. Но Бурыкина обещает настаивать на принятии этой поправки в текущую сессию. Получить комментарии в РСА не удалось.
Реформировать ОСАГО все равно надо, уверены все стороны. Страховщики ОСАГО последние два года жалуются, что тарифа недостаточно, чтобы получать прибыль, хотя известно, что их сборы растут быстрее выплат: в январе — марте 2014 г. сборы выросли на 8,9% (до 28,5 млрд руб.), а выплаты — на 7,2% (18,7 млрд). Средняя цена полиса выросла за год на 200 руб. с 3120 до 3329 руб., а средняя выплата — на 6100 руб.
В I квартале 2014 г. впервые за 11 лет работы ОСАГО сократилось число заявленных страховых случаев — и сразу на 10,7%. Число урегулированных случаев тоже сократилось — на 13%.

«Ведомости»

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики