Необходимо максимально облегчить механизм получения разрешения на проезд крупногабаритной сельхозтехники по дорогам общего пользования, например упростив процедуру подачи заявки через единый федеральный портал. Об этом шла речь на круглом столе с участием экспертов Народного фронта, сельхозпроизводителей, представителей отраслевых союзов, Минсельхоза, МВД, Минстроя, Росавтодора и дорожных служб.
В настоящее время эта процедура настолько громоздкая, что вынуждает фермеров и сельхозпредприятия во время уборки урожая регулярно нарушать требования, а огромные штрафы, выписываемые за это, приводят к заметному удорожанию продукции. В себестоимости сельхозпродуктов транспортные расходы составляют до 40%. Общероссийский народный фронт направит письмо с просьбой урегулировать эту ситуацию в адрес заместителя председателя правительства РФ Аркадия Дворковича, который курирует в том числе сельское хозяйство и транспорт.
Открывая встречу экспертов, член Центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы Наталья Костенко рассказала, что в Народный фронт приходит много обращений от руководителей сельхозпредприятий, фермерских хозяйств, отраслевых объединений, в которых идет речь о необходимости навести порядок в нормативных требованиях к грузоперевозкам в сельском хозяйстве.
Изучив обращения, рабочая группа «Честная и эффективная экономика» ОНФ в январе-феврале 2017 г. опросила сельхозпроизводителей о том, какие темы регулирования транспортных грузоперевозок в сельском хозяйстве они считают наиболее острыми. В опросе принимали участие более 500 респондентов из 49 регионов. Они сообщили, что основной перечень проблем, с которыми сталкиваются сельхозпроизводители при грузоперевозках, – сложность в получении разрешительной документации на передвижение тяжеловесной крупногабаритной сельхозтехники по дорогам общего пользования, неудовлетворительное качество транспортной инфраструктуры, а также штрафы за превышение весовой нагрузки на ось автомобиля.
Кроме того, согласно опросу, автомобильный транспорт в сельскохозяйственном производстве играет важнейшую, а в период уборки урожая – решающую роль. О том, что свою продукцию перевозят именно на автомобилях, заявили 90% опрошенных. При этом сельхозтехника по несколько раз в день пересекает областные и федеральные дороги, так как хозяйства географически расположены вдоль федеральных автотрасс и имеют угодья по обе стороны дороги.
По действующим требованиям передвижение тракторов и комбайнов по дорогам общего пользования возможно при наличии специального разрешения, стоимость которого составляет 1,6 тыс. руб. за 10 поездок одного транспортного средства. Во время посевной, кормозаготовительной и уборочных кампаний техника может совершать до 20 и более поездок в день.
Чтобы получить каждое такое разрешение, фермеру нужно лично подать заявку и лично получить разрешительный документ. Разрешение оформляется 10 дней. В разгар сельхозработ упущенное время приводит к простоям техники, а следовательно, к риску потери урожая.
Выступая на круглом столе, президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, кооперативов и других малых производителей сельхозпродукции Ростовской области (АККОР) Александр Родин предложил ввести ограничение сумм штрафов – не более 1% от годовой выручки. «Фермер в своем фермерском поселении находится у себя дома. Считаю, что там он не должен платить штрафы. На этой территории нужно освободить фермеров от всяких согласований и разрешений. В остальных случаях считаю допустимым перевес в 20%», – отметил он.
Вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут считает, что нужно ввести понятие «технологические перевозки» для сельскохозяйственных грузов. «Необходима карта дорог с обозначением их специфики, где указано, по какой из них достаточно отправить уведомление, а на какую нужно разрешение. Такая карта должна быть в свободном доступе в Интернете. А на получение разрешения на проезд должно уходить не больше недели. Также отмечу, что в полях у фермеров нет весов, чтобы определять перегруз. Поэтому нужно ввести понятие «технологические перевозки» и установить допустимый перегруз с учетом безопасности дорожного движения», – пояснил он.
С помощью прямого включения свою позицию выразили и представители из регионов. Сельхозпроизводители из Адыгеи и Краснодарского края поддержали прозвучавшее мнение о том, что для сельскохозяйственного груза нужно ввести возможность перегруза без штрафа.
Представители Росавтодора в свою очередь не согласились с высказанными предложениями. Против введения льготного режима проезда большегрузов сельхозпроизводителей выступили и представители Центра мониторинга безопасной эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства (ФКУ «Росдормониторинг).
«Ситуация нуждается в скорейшем разрешении. Надеюсь, что уже в этом году сельхозпроизводителям будет легче провозить свой урожай. Мы намерены настоять на своей инициативе о внесении изменений в Правила перевозки грузов автомобилями о возможном перегрузе до 10%. А также считаем необходимым упростить механизм единого федерального портала, где можно будет оперативно получить разрешение на проезд большегруза по определенной дороге», – заверила член Центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы Наталья Костенко.
Представитель министерства сельского хозяйства отметил, что поддерживает позицию Народного фронта в части упрощения процедуры получения разрешения на передвижение крупногабаритной сельскохозяйственной техники по дорогам общего пользования. Кроме того, представитель Минсельхоза отметил, что многолетняя переписка и проведение совместных совещаний с Минтрансом по данному вопросу не привели ни к какому результату.
Поэтому Общероссийский народный фронт направит письмо с описанием сложившейся ситуации напрямую заместителю председателя правительства РФ Аркадию Дворковичу, курирующему в том числе сельское хозяйство и транспорт.
Эксперты ОНФ, заинтересованных ведомств и фермеры договорились собраться на площадке Народного фронта еще раз и озвучить свои предложения по оптимальному решению проблемы для всех сторон.