03.07.2018

Сегодня, 3 июля, начинают действовать новые правила медицинского освидетельствования водителей. Основанием для признания автомобилиста пьяным отныне является содержание алкоголя не только в выдохе, но и в анализе крови из расчета 0,3 г на литр биоматериала. Существовавший ранее законодательный пробел позволял нарушителям уходить от ответственности.

 

Федеральный закон №62, вступающий в силу 3 июля, изменил примечание к ст. 12.8 КоАП РФ. По старым правилам состояние алкогольного опьянения устанавливалось по наличию алкоголя в выдохе (из расчета 0,16 мг на литр воздуха). Теперь это возможно сделать и по крови (из расчета 0,3 г на литр биоматериала).

 

Поправки были подготовлены МВД еще в прошлом году для устранения законодательного пробела, который позволял нарушителям уходить от ответственности. Процедура проверки водителя, напомним, состоит из нескольких частей. Сначала инспектор ГИБДД в рамках освидетельствования просит водителя дунуть в алкометр. Если гражданин не согласен с результатами, то его направляют к врачу уже на медицинское освидетельствование. На приеме у медработника автомобилист снова дует в алкометр, два раза с интервалом в 15–20 минут, а также сдает мочу для проведения анализа на наркотики. При этом бывают случаи, что водитель находится без сознания (например, после аварии) или в настолько невменяемом состоянии, что не способен никуда подуть. В таких случаях врачи берут на анализ кровь. Но даже если что-то в биоматериале и находили, признать водителя пьяным было нельзя. Этим пользовались некоторые водители, притворяясь, будто они находятся без сознания. Раненные в авариях, таким образом, также избегали наказания. Теперь этот пробел устранен.

 

 

По данным Минздрава, с 2013 по 2017 год количество водителей, ежегодно направляемых на медицинское освидетельствование, снизилось с 343 тыс. до 229 тыс. В 54–56% случаев проверка ничего не выявила, водитель бы отпущен. В России действует в общей сложности более 660 медучреждений, имеющих подразделения по проведению проверок водителей на состояние опьянения.

 

 

Все процедурные вопросы, связанные с взятием пробы крови, описаны в приказе Минздрава №933н 2015 года. Врач, прежде чем прокалывать кожу, должен обработать ее стерильным тампоном или шариком из ваты, смоченным бесспиртовым дезинфицирующим раствором. Отбор биоматериала берется из поверхностной вены в две пробирки (5 и 15 мл), которые затем направляются на исследование.

 

 

В связи с новой редакцией КоАП в приказ нужно внести изменения: именно по этой причине Госдума дала Минздраву 90-дневную отсрочку на разработку документов (закон был принят еще в апреле). В пресс-службе ведомства “Ъ” заявили, что подготовили необходимые поправки, согласовав их с МВД и Генпрокуратурой; в ближайшее время их подпишет руководство Минздрава, затем документ отправится на регистрацию в Минюст.

 

 

Отсутствие уточненного приказа, заверили “Ъ” в Минздраве, не помешает врачам выполнять новый закон. Таким образом, если сегодня какой-нибудь водитель попадет на проверку к врачу и у него в крови будет найден алкоголь в концентрации свыше 0,3 г на литр биоматериала, то в медицинском заключении будет сказано: «Состояние опьянения установлено». Документы будут направлены в ГИБДД, затем в суд, который примет решение о наказании — лишении прав на срок до двух лет и штрафе в 30 тыс. руб.

После вступления в силу нового закона ситуация с пьянством за рулем радикально не изменится, считает врач-нарколог Александр Ковтун: «Поправка носит сугубо технический характер, она лишь вносит некоторую ясность в законодательство, приводит правоприменительную практику к единому знаменателю». По его словам, старый закон никогда не являлся препятствием для привлечения к ответственности пьяных водителей: после ДТП врачи и раньше брали кровь у пострадавшего, исследовали ее, фиксировали результаты, но с юридической точки зрения медицинское освидетельствование не проводили и никаких заключений не выносили. При этом результаты направлялись сначала в ГИБДД, затем в суд, который, изучив все приобщенные документы, принимал решение о наказании.

Коммерсантъ

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики