Сегодня 26 декабря 2024

26.04.2018

Систему «Платон» могут распространить на областные и муниципальные дороги: чиновники в Тюменской и Ленинградской областях уже работают над этой инициативой. Дальнобойщики, в свою очередь, грозятся повторить массовые протесты.

Информация о том, что в Тюменской области всерьез задумались ввести сборы за проезд по региональным и муниципальным дорогам, просочилась совершенно случайно. Впервые она проскользнула «между строк» еще в конце марта во время заседания областной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения с участием заместителя губернатора Тюменской области Евгения Заболотного. Правда тогда этот вопрос не раскрывался и остался незамеченным. «Также будет изучен вопрос о возможности организации сбора платы за проезд большегрузов по региональным и муниципальным дорогам», – сухо значилось в отчете заседания.

Редакция Накануне.RU решила уточнить, что скрывается за данной фразой и запросила информацию в правительстве Тюменской области. Спустя две недели пришел ответ на наш запрос, где прямо подтвердились указанные намерения.

«По данным Главного управления строительства Тюменской области, вопрос организации платного проезда большегрузов по региональным и муниципальным дорогам изучается достаточно давно на примере работы системы взимания платы с грузовиков, имеющих разрешённую максимальную массу свыше 12 т, в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.

Возможность введения платного проезда большегрузов будет рассматриваться в перспективном периоде
на основании социально-экономической целесообразности такого мероприятия и выводов об эффективности работы систем весогабаритного контроля. Конкретных дат и периодов не обозначено», – ответили Накануне.RU в пресс-службе губернатора Тюменской области.
Напомним, что система “Платон” была запущена в ноябре 2015 с целью взимания платы с грузовиков, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 т, за проезд по федеральным трассам. В настоящий момент тариф установлен на уровне 1,91 руб. за километр, при этом ранее предполагалось, что плата будет повышена до 3,06 руб. Компания «РТ-инвест транспортные системы», которая обслуживает «Платон», наполовину принадлежит российскому олигарху Игорю Ротенбергу, занимающему 95-е место в рейтинге 200 богатейших бизнесменов России-2018 по версии Forbes. Его состояние оценивается в 1,1 млрд долларов США.

Одновременно с Тюменью аналогичную идею по взиманию платы за проезд по региональным дорогам озвучили и в Ленинградской области. Таким образом, можно говорить о системном характере инициативы, которая в скором времени может распространиться на всю страну. В частности, 18 апреля в ходе пресс-конференции глава комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области Юрий Запалатский заявил журналистам о намерении «провести эксперимент по внедрению региональной версии системы «Платон» на своих дорогах».

Чиновник также добавил, что с данным предложением его ведомство через сообщество дорожников России намерено обратиться в Министерство транспорта и Росавтодор.

«Так как у нас Ленобласть является транзитным регионом и у нас есть две государственные границы с Финляндией и Эстонией, мы понимаем, что очень много ходит большегрузов. На федеральных трассах введена система «Платон», и деньги, которые собираются, уходят в федеральный бюджет. Из-за введения «Платона» большегрузы стали уходить на наши региональные дороги. И когда нагрузки стали на ось не такие, как раньше, допустим, пять т на ось, то сейчас мы видим – ходят и цементовозы, и лесовозы, и грузоподъёмы в 40 т или 60 т. Уходя на наши дороги, они не платят за «Платон», и хотят ими пользоваться. Поэтому мы предложили, может, в виде эксперимента, внедрить эту систему в Ленобласти, для того, чтобы собрать те деньги в дорожный фонд региона», – рассказал прессе Запалатский.

Отметим, что ситуация очень похожа и в Тюменской области. Под боком союзный Казахстан, а регион является ещё и связующим звеном с нефтегазоносными северными территориями – Югрой и Ямалом, не говоря уже и о транзитном положении между западной и восточной частями страны.

Напомним, что в 2016-2017 годах, как и по всей стране, в Тюменской области также прошла волна митингов и акций протеста владельцев большегрузного транспорта.
Ещё тогда участники забастовок указывали на тот факт, что в техническом плане программа «Платон» обладала возможностями подключения к ней не только региональных и муниципальных дорог, но даже грузовиков меньшей грузоподъемности.

Один из лидеров протестующих тюменских дальнобойщиков Владимир Ардашов в разговоре с корреспондентом Накануне.RU назвал информацию о возможном подключении областных дорог к системе – «беспределом» и предрек новые митинги.

«Таким шагом власть показывает свое бессилие. Они ничего не могут сделать и решили теперь сесть на шею дальнобойщиков. Это позор. У нас в Конституции написано, что наши дороги должны содержаться за счет налогов, но никак не за счет сборов. Мы же не получаем зарплату, как чиновники. Они о чем думают? Цены в магазинах и так растут, нагрузка на людей увеличивается», – прокомментировал инициативу правительства дальнобойщик и добавил, что взимание платы за проезд по региональным дорогам вызовет массу протестов.

Стоит отметить, что Тюменская область является регионом-донором и по сравнению с другими субъектами не скупится с тратами на дорожное строительство. Так, по информации губернатора Владимира Якушева из ежегодного отчета перед депутатами регионального парламента, в 2017 году на улучшение дорожного хозяйства области было выделено 10,4 млрд руб., в том числе 702 млн руб. из федерального бюджета.

С бюрократической точки зрения, инициатива регионов по введению своего «Платона» логична, считает экономист Михаил Делягин.

“Если федеральные дороги платные, то почему эти же грузовики могут ездить бесплатно по дорогам местного значения? Чем областные и местные власти хуже федеральных властей,

чем областные и местные олигархи хуже федеральных, ведь им тоже хочется денег?
В конце концов, если федеральные структуры решили под прикрытием либеральных лозунгов возвращаться в феодализм, то почему в этом праве отказано региональным властям? Логичное подражание старшим товарищам”, – рассуждает он в беседе с Накануне.RU.

По словам экономиста, логично и то, что на фоне ухудшения реальной экономической ситуации в России в массовом порядке везде, где позволяют условия, платными будут становиться и трассы регионального и местного значения. Однако инфраструктура существует не для того, чтобы зарабатывать на ней, напоминает Делягин.

«Инфраструктура существует для того, чтобы создавать возможности для развития экономики. Для того, чтобы государство зарабатывало на том бизнесе, который расцветет на этой общедоступной инфраструктуре. Смысл в этом. А как только государство начинает пытаться зарабатывать на инфраструктуре, то мы получаем феномен платных дорог, по которым невозможно ездить», – говорит экономист.

Накануне.ру

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики