Сегодня 13 октября 2024

23.11.2022

В России планируют изменить правила допуска к управлению транспортными средствами. Соответствующий законопроект уже прошел первое чтение в Государственной Думе. Он, в частности, устанавливает, что категорию D на управление автобусом можно будет получить только при наличии другой действующей категории или подкатегории.

Сейчас получение категории D подчинено общим правилам: право управления автобусом предоставляется с 21-го года без каких-то дополнительных условий. Однако рассматриваемый законопроект эту норму усложняет.

Он оставляет возрастной ценз в 21 год, но при этом обязывает кандидата на категорию D иметь другую категорию или подкатегорию, действующую не менее 12 месяцев, а именно: категорию B (легковой автомобиль) или C (грузовой автомобиль от 3,5 тонн) либо подкатегорию C1 (грузовики от 3,5 до 7,5 тонн) или D1 (автобусы, имеющие до 16 сидячих мест).

То есть: с принятием законопроекта получить права на автобус можно будет только после прохождения обучения на управление легковым автомобилем, грузовиком или небольшим автобусом и наличия опыта такого вождения не менее года.

Похожий принцип планируют ввести и для подкатегории D1. Единственное: там обязательными будут уже полученные (как минимум год назад) категории B или C либо подкатегория C1.

Исключение будет сделано только для тех, кто проходит службу в армии: они смогут получить права D и D1 с 19-летнего возраста. Однако в таком случае водительские удостоверения будут действовать лишь при управлении транспортными средствами Вооруженных Сил РФ.

Как подчеркивают авторы законопроекта, ужесточение требований к категории D и подкатегории D1 вызвано тем, что в последнее время отмечается рост ДТП по вине водителей автобусов. «В целях повышения уровня подготовленности водителей к управлению транспортными средствами законопроектом предусматривается осуществление допуска водителей к управлению транспортными средствами категории «D» и подкатегории «D1» только при наличии стажа управления транспортными средствами других категорий», — указывается в пояснительной записке.

В то же время для водителей грузовиков (категория C и подкатегория C1), а также для категорий A, B и подкатегории B1 требования останутся прежними: в этих случаях, как и на данный момент, получить права можно будет с 18 лет без каких-либо дополнительных условий в виде имеющегося стажа вождения.

При этом законопроект дает возможность получить права на грузовик (категории С и CE и подкатегории C1 и C1E) и с 17-летнего возраста. Такая норма, однако, будет действовать только для тех, кто проходит службу в армии, и распространяться лишь на автомобили Вооруженных Сил.

Новые возможности для действующих категорий

Рассматриваемый законопроект, кроме того, расширяет возможности использования водительских удостоверений категорий CE и DE и подкатегорий C1E и D1E.

Если сейчас, например, категория CE (грузовые автомобили с прицепом или полуприцепом) дает право управлять только грузовиками от 3,5 до 7,5 тонн с прицепами (подкатегория C1E), то с принятием документа с категорией CE можно будет также водить легковые автомобили с прицепом (категория BE), сочлененные автобусы (категория DE) или автобусы с прицепом общей массой до 12 тонн (подкатегория D1E).

Но! Только при условии, если, помимо категории CE, имеется также категория B или D или подкатегория D1, действующие не менее года.

Расширенные возможности предусматриваются и для подкатегории C1E. На данный момент она вообще не дает дополнительных прав на управление транспортными средствами других категорий, а вот с принятием законопроекта эти дополнительные права появятся: на легковой автомобиль с прицепом (BE) и автобус с прицепом массой до 12 тонн (D1E). Однако, опять-таки, при наличии действующей как минимум в течение 12 месяцев категории B или подкатегории D1.

Похожий принцип вводится и для удостоверений категории DE и подкатегории D1E.

Так, с категорией DE можно будет также водить легковой автомобиль с прицепом (BE) (если есть категория B, действующая не менее года), а не только автобусы с прицепом общей массой до 12 тонн (D1E). Легковым автомобилем с прицепом (BE) можно будет управлять и с подкатегорией D1E при наличии как минимум 12-месячного стажа вождения по категории B.

Обмен национальных водительских удостоверений

Рассматриваемый законопроект уточняет, что иностранные национальные водительские для иностранных граждан прекращают свое действие на территории России через год после получения вида на жительство или гражданства РФ, а для граждан РФ — через год после въезда для постоянного проживания в России.

Получение российских национальных водительских удостоверений на основании иностранных возможно только при наличии медицинского заключения, а удостоверений категорий C, D, CE, DE и подкатегорий С1, D1, C1E, D1E — при условии прохождения соответствующего профессионального обучения со сдачей подтверждающих экзаменов.

Кроме того, законопроект предписывает, что те водительские удостоверения, которые выданы в странах, не являющихся вместе с Россией участниками международных договоров в области обеспечения безопасности дорожного движения, признаются действительными на территории РФ только в случаях, если к ним прикладывается заверенный перевод на русский язык или записи в них дублируются на русском языке.

В то время как сейчас действующее законодательство допускает дублирование и латинскими буквами.

Ограничения для водителей, лишенных прав

Из важного отметим также то, что законопроект должен ввести запрет на допуск к экзаменам и выдачу водительских удостоверений для тех, кто был лишен прав за нетрезвое вождение. Предполагается, что запрет будет действовать в течение всего того периода, пока человек считается подвергнутым административному наказанию (то есть еще в течение года со дня отбытия наказания).

Кроме того, документ предусматривает запрет на выдачу водительских удостоверений тем, кто лишен права заниматься деятельностью по управлению транспортным средством.

Предполагается, что, если законопроект будет окончательно принят, все его положения вступят в силу с 1-го марта 2023-го года.

Транс ру

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики