Сегодня 23 декабря 2024

23.05.2024

Минпромторг скорректирует требования, касающиеся использования подержанных запчастей для ремонта машин. В ведомстве подготовлены соответствующие поправки в техрегламент «О безопасности колесных транспортных средств». В первую очередь необходимо определить, какие подержанные или восстановленные узлы и агрегаты можно применять для ремонта машин, а какие — категорически запрещено, считают эксперты. Кроме того, надо решить вопросы с гарантийным сроком службы таких деталей. Подробности — в материале «Известий».

Регламент для деталей

Минпромторг подготовил изменения в технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств». Об этом «Известиям» сообщили в пресс-службе ведомства. Поправки затрагивают правила восстановления запчастей и деталей автомобилей для их последующего использования, отметили в Минпромторге.

Накануне письмо с таким предложением (копия имеется в распоряжении «Известий) на имя главы Минпромторга Антона Алиханова направил вице-президент национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин. В нем он отмечает, что, согласно техрегламенту, запчасти, устанавливаемые на транспортное средство (ТС), не должны снижать его уровень безопасности. При этом в законодательстве отсутствуют требования, которым должны соответствовать такие детали, подчеркивается в письме.
«Техническое законодательство не содержит информации о том, какие категории компонентов можно восстанавливать, а какие — нельзя, какие бывшие в употреблении или восстановленные компоненты разрешено и, соответственно, запрещено устанавливать на транспортные средства. Также отсутствуют требования к организациям и физическим лицам, осуществляющим восстановление компонентов транспортных средств, что приводит к появлению на рынке явно кустарно восстановленных компонентов, не соответствующих никаким критериям качества и безопасности. Это зачастую становится причиной дорожно-транспортных происшествий», — указано в письме.

В страховом сообществе активно обсуждается возможность использования б/у деталей для восстановительного ремонта автомобилей в рамках ОСАГО, отмечает Антон Шапарин. По его мнению, инициатива страховщиков недостаточно проработана.
— Сначала необходимо определить, какие подержанные и восстановленные узлы и агрегаты можно устанавливать на транспортные средства без рисков для безопасности дорожного движения. Кроме того, необходимо установить требования к организациям, которые занимаются восстановлением запчастей, методику такого восстановления, а также механизмы контроля за качеством этих деталей, — заявил «Известиям» вице-президент НАС.

Откуда запчасти?

В письме Антон Шапарин также отмечает, что из-за отсутствия четких правил оборота подержанных запчастей значительная часть угнанных машин разбирается на детали, которые впоследствии продают на авторынках и интернет-площадках.

«В нынешней правовой конфигурации продавец бывших в употреблении запчастей не обязан предоставлять ни покупателю, ни контрольно-надзорным органам подтверждение легальности происхождения деталей. В итоге государство не имеет возможности оценить объем продаж узлов и агрегатов и, соответственно, теряет значительные налоговые поступления», — подчеркивает он в письме.

Поэтому НАС обратился к главе Минпромтора Антону Алиханову с просьбой разработать поправки в техрегламент, касающиеся восстановления и использования для ремонта подержанных запчастей. Также союз предлагает руководителю ведомства подготовить изменения в законодательство, которые бы обязывали компании, продающие б\у детали, подтверждать легальность происхождения узлов и агрегатов, а также прямо бы запрещали продажу подержанных запчастей, установка которых снизит безопасность транспортных средств.

Как рассказали «Известиям» в Минпромторге, проектом вводится перечень компонентов, которые не подлежат повторному использованию при внесении изменений в конструкцию транспортных средств, находящихся в эксплуатации. В частности, речь идет о подушках безопасности (включая сами подушки, пиротехнические исполнительные механизмы, блоки электронного управления и датчики), автоматических или неавтоматических ремнях безопасности в сборе (включая тканную ленту, пряжки, натяжители, пиротехнические исполнительные механизмы), сидениях (только в случаях, когда крепление ремней и/или подушек безопасности встроено в сидения). Также нельзя будет использовать при ремонте подержанные устройства блокировки рулевого управления, воздействующие на рулевую колонку, иммобилайзеры (включая приемопередающие устройства и блоки электронного управления), каталитические нейтрализаторы и сажевые фильтры, а также глушители системы выпуска.

—В целях проведения метрологической экспертизы проекта изменений соответствующий комплект документов направлен Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии. В связи с этим дальнейшая разработка предложений по внесению дополнительных изменений в законодательство Российской Федерации на данный момент представляется избыточной, — сообщили «Известиям» в пресс-службе Минпромторга.

Подержанными быстрее

Согласно исследованию, проведенному Научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ), при использовании бывших в употреблении запасных частей простои в ремонте могут быть сокращены на 80–90% по сравнению со сроком ожидания новых деталей, отмечают в Российском союзе автостраховщиков (РСА).

— По статистике РСА, большая часть запчастей, подлежащих замене при ремонте по ОСАГО, — это бамперы, крылья, капот и двери. Использование таких б/у деталей не сделает автомобиль менее безопасным. Но именно нехватка этих популярных запчастей является причиной снижения доли ремонтов. Кроме того, сейчас из-за ухудшения ситуации с расчетами с рядом дружественных стран поставки новых запчастей еще задерживаются. Во многом решить эту проблему может использование б/у запчастей, — отметил президент РСА Евгений Уфимцев.

В законодательстве, безусловно, необходимо обеспечить доступ к сервисной информации, требования к организациям, осуществляющим ремонт транспортных средств в рамках ОСАГО, отмечают в РСА.

— Необходимо сформировать систему оценки технического состояния бывших в употреблении запасных частей, а также технических требований к их использованию при проведении восстановительного ремонта по ОСАГО. Также необходима номенклатура деталей и агрегатов, которые могут применяться для такого ремонта, которая обеспечит эксплуатационную безопасность отремонтированных транспортных средств, а также безопасность дорожного движения для всех участников дорожного движения. Работа по разработке таких нормативных документов ведется в настоящее время в НИИАТ. Как ожидается, она будет закончена к концу лета, — сообщили «Известиям» в пресс-службе РСА.

Безопасность в большей степени зависит от того, насколько автовладелец тщательно следит за своим автомобилем, считает член правления Союза автосервисов Илья Плисов.

— В условиях полного отсутствия механизмов обязательного техосмотра повышенный риск эксплуатации автомобилей с неисправностями несут не те, кто заменил запчасти на восстановленные или бывшие в употреблении, но рабочие, а те, кто продолжает эксплуатировать автомобиль с неисправными узлами. Любой автомобиль, выехавший за ворота автосалона, содержит в себе б/у запчасти. Например, рулевое управление автомобиля, который проехал 100 тыс. км, состоит из б/у рулевой рейки, б/у рулевых наконечников, б/у рулевых тяг. А в руле у такого автомобиля стоит б/у подушка безопасности, которая также прошла 100 тыс. км. Запретить использовать такие запчасти было бы неразумно. На сервисе демонтаж и обратный монтаж таких деталей производят регулярно, — отметил Плисов в беседе с «Известиями».

Он также подчеркнул, что существует нормальная практика выбраковки запчастей по износу (тормозные колодки, диски, аккумулятор), сроку эксплуатации (ремни ГРМ, ремни дополнительных агрегатов, автомасла) или выходу из строя (детали подвески и рулевого управления с люфтами, течью и т.п.).

Что касается угонов машин и их разборки на детали, то в 2019 году совместно с МВД был проведен эксперимент по маркированию крупных деталей VIN-номером автомобиля, который оказался невостребованным, отметил Плисов. По его словам, ситуацию с автоугонами правоохранительным органам в целом удалось решить стандартными методами. Например, в прошлом году был закрыт ряд нелегальных мастерских, которые получали автомобили, добытые незаконным путем, отметил эксперт.

Что можно и что нельзя

Предложения НАС в части усиления контроля за продавцами б/у запчастей будет крайне сложно реализовать на практике, считает адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько.

— У автомобиля есть всего несколько крупных «номерных» узлов и агрегатов. Невозможно будет доказать, что, допустим, эта фара снята с машины, серьезно пострадавшей в ДТП, а вот эта — с угнанного автомобиля, — отметил он.

При этом возможность использования подержанных и восстановленных деталей при ремонте должна обеспечивать безопасную эксплуатацию автомобиля, уверен юрист.
За рубежом восстановление деталей для машин является отдельной индустрией, которая работает по понятным стандартам и правилам, отмечает член Общественной палаты МВД РФ Игорь Моржаретто. Есть четкие критерии, кто, как и где может восстанавливать ту или иную делать, каким требованиям и характеристикам она должна отвечать после ремонта, какие б\у детали в принципе запрещено устанавливать на автомобиль при ремонте, рассказал он.

— У нас таких единых детальных норм нет, существуют лишь расплывчатые формулировки вроде «деталь должна обеспечивать безопасную эксплуатацию ТС». Поэтому четкие требования в законах или техрегламенте необходимы. Также должен быть исчерпывающий перечень подержанных узлов и агрегатов, которые ни при каких условиях не могут быть установлены на машину. Это прежде всего элементы тормозной и рулевой системы, детали подвески и другие запчасти, от которых напрямую зависит безопасность, — считает Игорь Моржаретто.

По большому счету, в автомобиле все детали и узлы в той или иной мере влияют на безопасность, подчеркивает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.

— Через затертое стекло дорогу хуже видно, старая фара будет хуже освещать дорогу, а латаный-перелатаный бампер не сможет должным образом смягчить удар. Поэтому для «менее важных» деталей необходимы ясные и четкие требования, в каком случае запчасть может быть установлена на машину при ремонте, а при каких условиях она годится только на выброс или переработку. Разумеется, тормоза, шасси, рулевой механизм, тягово-сцепные устройства должны ремонтироваться только новыми деталями, — заявил «Известиям» Максим Кадаков.

Кроме того, важно, чтобы на восстановленные детали была единая гарантия, считает он. Это проще, чем сертифицировать каждую мастерскую или техцентр. Установка таких деталей должна производиться только с согласия автовладельца, уверен он.

— Автомобилист должен быть проинформирован, что машина будет отремонтирована с использованием подержанных или восстановленных запчастей. При этом автосервис, который их устанавливает, должен нести ответственность за их надлежащую работу в течение определенного гарантийного срока, определяемого государством для всех похожих деталей, — подчеркнул эксперт.

Известия

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики