Сложность получения категории «E», особенности графика работы и низкий престиж профессии приводят к тому, что дефицит кадров в грузоперевозках по итогам 2023 г. достиг 25%.
Доля водителей-дальнобойщиков в возрасте 40–50 лет в России достигла 42%, подсчитал Институт социально-политических исследований Федерального центра РАН и Национального автомобильного союза (НАС). Как пишут «Известия», из-за непопулярности профессии и старения водителей дефицит кадров в этой отрасли по итогам 2023 г. достиг 25%.
Директор по персоналу транспортной компании Delko рассказала, что средний возраст кандидатов увеличивается примерно на 10% год к году:
Люди отказываются от работы из-за сложности и длительности процедуры получения водительского удостоверения категории «Е», а также из-за низкого, по их мнению, престижа профессии.
Директор по персоналу «Курьер Сервис Экспресс» Галина Кезикова добавила, что молодежь не идет в профессию, несмотря на высокие зарплаты:
В зависимости от региона зарплата водителей составляет 150–250 тыс. руб. Но только повышение зарплат не поможет справиться с проблемой дефицита водителей. К ее решению необходимо подходить комплексно, начиная с реформирования системы среднего и специального образования, увеличения количества автошкол, готовящих кадры.
Еще одна проблема, из-за которой люди не хотят получать профессию водителя — график работы. Президент Ассоциации транспортных экспертов и специалистов Тарас Коваль рассказал, что компании-перевозчики не готовы менять условия труда:
Люди согласны работать, например, с понедельника по пятницу и проводить выходные с семьей, а не находиться в рейсе неделями, как требует работодатель, — отметил он.
Майор ГИБДД в отставке, автомобильный эксперт Виктор Кондрашин настаивает, что профессия водителя имеет возрастной ценз, в том числе из-за воздействия на здоровье. По его словам, рост количества возрастных водителей может привести к росту ДТП на дорогах:
Надо понимать, что водить грузовик с прицепом — это не то же самое, что легковой автомобиль. С возрастом реакция ухудшается, плюс организм быстрее устает. К сожалению, история о том, как водитель большегруза уснул и погиб, — не редкость. Безусловно, 40 лет — это не какой-то предел, но при отсутствии нормального сна и питания в этом возрасте управлять грузовиком сложно.
Замдиректора по научной работе ИСПИ ФНИСЦ РАН Наталья Великая подтверждает, что особенность графика работы водителей-дпльнобойщиков сказывается на здоровье:
66% жалуются на здоровье из-за тяжелых условий работы. Водители фактически ведут кочевой образ жизни вдали от своих семей, с ночевками в кабине фуры, нерегулярным и зачастую некачественным питанием, — рассказала она «Известиям».
Решать проблему нужно комплексно, согласен президент Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов, совладелец и замдиректора ПЭК Вадим Филатов. При этом начать нужно с того, чтобы обучение водителей категории «CE» стало доступным и соответствовало современным требованиям , поскольку большая часть действующих учреждений готовят учеников на устаревших тягачах с прицепами:
Бизнес нацелен на то, чтобы автошколы проводили подготовку водителей на современной технике, а также обучались основам профессии «водитель-экспедитор». Необходимо сократить время обучения водителей категории «СЕ» с полутора лет до трех месяцев, внедрив в программу подготовки сквозные модули. Это позволит снизить временные и финансовые затраты на подготовку водителей.