30.01.2025

С 1 февраля в России тариф системы «Платон» увеличится с 3,05 руб. за 1 км пробега до 3,34 руб. Об этом сообщила пресс-служба «Росавтодора».

«Ввиду того, что плата используется в качестве одного из источников формирования федерального дорожного фонда, необходимость ее индексации вызвана увеличением стоимости работ по ремонту и восстановлению автомобильных дорог», — пояснили РБК Новосибирск в пресс-службе «Росавтодора».

Систему «Платон» ввели в России в 2015 году. На данный момент в ней зарегистрировано свыше 861 тыс. грузоперевозчиков и более 1,91 млн автомобилей массой больше 12 т., четверть из которых принадлежит иностранным логистическим компаниям.

В «Росавтодоре» не сумели назвать точное количество грузовиков из Новосибирской области, зарегистрированных в системе «Платон», так как адрес регистрации машины не всегда совпадает с местом ее фактической эксплуатации.

На начало 2024 года в Новосибирске было зарегистрировано 14,01 тыс. грузовиков, рассказал РБК Новосибирск президент Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири, преподаватель кафедры экономики, предпринимательской деятельности и логистики НГУЭУ Сергей Максимов.

«За счет внесения платы через государственную систему «Платон» грузоперевозчики обеспечили поступление в Федеральный дорожный фонд более 300 млрд рублей (на начало 2025 года накопительным итогом), из них в 2024 году благодаря работе системы в Федеральный дорожный фонд направлено 52,6 млрд рублей, — рассказали в «Росавтодоре». — Данные средства направлены на осуществление всех программ дорожной деятельности, реализуемых на федеральной сети в российских регионах. Исходя из этого, определить конкретный километраж автомобильных дорог федерального значения Новосибирской области, ремонт которых финансировался из средств системы взимания платы, не представляется возможным».

Президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков (СААП) Вячеслав Трунаев в комментарии РБК Новосибирск высказал отрицательное отношение к индексации тарифа в системе «Платон».

«Добросовестные перевозчики тратят на «Платон» огромные деньги, а недобросовестные по-прежнему ухитряются уходить от оплаты, поскольку система контроля несовершенна. У добросовестных перевозчиков платежи в систему отнимают средства, которые они раньше тратили на обновление автопарка, — поделился своим мнением Трунаев. — Система не доказала своей эффективности, а стала лишь дополнительным «налогом» на грузоперевозчиков. Транспортные компании теперь подвергаются фактически тройному налогообложению. Деньги на строительство и содержание дорог с них взимают через транспортный налог, акциз на ГСМ и через взносы в систему «Платон».

Максимов также критически относится к предстоящему повышению тарифа системы «Платон».

«Средства от системы «Платон» идут на развитие автодорожной сети, а не на компенсацию прямых затрат на эксплуатацию автомобильных дорог. Частично они идут на компенсацию затрат оператора системы «Платон», но думаю, что рост его затрат намного ниже роста тарифа. Конечно, развитие автодорожной сети — важнейшая задача, но сегодня для этого предусматриваются средства федерального бюджета, плюс имеющиеся доходы от системы «Платон», — отметил Максимов.

Эксперт констатировал, что с 1 декабря 2024 года тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом выросли на 13,8%. С 1 января 2025-го дополнительно на 5%, выросли тарифы на перевозку грузов в контейнерах по железной дороге. Повышение тарифа в системе «Платон» составит 9,5%. По мнению Максимова, все это приводит к удорожанию перевозок грузов всеми видами транспорта.

«При сегодняшней экономике автомобильных перевозок транспортные организации не смогут просто «растворить» этот рост в своем бюджете, они вынуждены будут повышать общий тариф на перевозку с учетом роста тарифа в системе «Платон», — рассказал Максимов. — Надо понимать, что рост тарифов в системе «Платон» транспортные компании будут перекладывать на клиентов — промышленные, сбытовые, торговые компании, а те, в свою очередь, на конечного потребителя, чаще всего на население».

В то же время в пресс-службе «Росавтодора» отметили, что плата, взимаемая с грузоперевозчиков, «оказывает незначительное влияние на стоимость конечной продукции для потребителя», поскольку индексация протекает «в соответствии с официально опубликованными индексами потребительских цен».

РБК Новосибирск

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики