Сегодня 21 июля 2024

22.03.2023

В России уберут дифференциацию штрафов по весогабаритному контролю, а постановления будут выписывать только на владельца транспортного средства. Соответствующий законопроект уже в трех чтениях принят Государственной Думой. Единственное исключение составят штрафы за минимальное, до 10 см, превышение габаритных параметров. В этом случае система начисления штрафов останется прежней.

Итак, какими же будут суммы штрафов?

• За превышение габаритов на величину от 10 до 20 см или за превышение весовых параметров от 10% до 20% — 250 тыс. рублей.

• За превышение габаритов на величину от 20 до 50 см или за превышение весовых параметров от 20% до 50% — 350 тыс. рублей.

• За превышение габаритов на величину от 10 до 20 см или за превышение весовых параметров от 10% до 20% от того, что указано в специальном разрешении, — 200 тыс. рублей.

• За превышение габаритов на величину от 20 до 50 см или за превышение весовых параметров от 20% до 50% от того, что указано в специальном разрешении, — 300 тыс. рублей.

• За превышение габаритов на величину более 50 см или за превышение весовых параметров от 50% (в том числе и от тех значений, которые указаны в специальном разрешении) — 400 тыс. рублей.

То есть, как можно заметить, штрафы будут начисляться по меньшей «вилке», предусмотренной сейчас для юридических лиц и ИП.

При этом наказание будет взыскиваться только с собственника транспортного средства, вне зависимости от способа фиксации нарушения, а существующую градацию при стационарном контроле, когда отдельные суммы штрафов предусмотрены для водителей, должностных лиц, юридических лиц и ИП, в принципе уберут.

Иными словами, принцип привлечения к ответственности станет единым — таким же, каковым он сейчас является на автоматических постах.

Есть только одно исключение

При начислении штрафов за минимальное, до 10 см, превышение допустимых габаритов порядок сохранится прежним: 1-1,5 тыс. рублей штрафа — на водителя, 10-15 тыс. рублей — на должностное лицо, 100-150 тыс. рублей — на юридическое лицо или ИП.

Зачем понадобились изменения?

Еще в начале 2019-го года Конституционный Суд РФ признал статью по штрафам по весогабаритному контролю (ст. 12.21.1 КоАП) не соответствующей Конституции и указал ее исправить.

Первое, на что он обратил внимание, — большие, чем положено, суммы штрафов в случае автоматической фиксации нарушения.

По закону, при автоматической фиксации штрафы должны начисляться по меньшей вилке, предусмотренной для обычного контроля. То есть: если, например, для юридического лица при проверке сотрудниками Ространснадзора сумма санкций варьируется от 400 тыс. до 500 тыс. рублей, то при автоматическом контроле наказание должно составлять 400 тыс. рублей. В то время как действующая статья КоАП, наоборот, берет штраф именно по максимальной границе — 500 тыс. рублей.

Второе, что тогда было подчеркнуто в постановлении Конституционного Суда: действующая статья КоАП при автоматическом контроле не делает разницы между тем, на кого зарегистрировано транспортное средство (ИП или физическое лицо, например) и какую перевозку выполнял грузовик (коммерческую или для собственных нужд), хотя при обычном контроле такая дифференциация есть.

В итоге, как мы видим, авторы законопроекта, учитывая предписания Конституционного Суда, исключили подобную дифференциацию, введя единую сумму штрафов, начисляемую исключительно на собственника автомобиля, причем взяли эту сумму по меньшей действующей вилке для юридческих лиц.

Штрафы же за минимальное, до 10 см, превышение допустимых габаритов оставили без изменений потому, что с 11-го марта такие штрафы при автоматическом контроле вообще не взимаются. То есть: в этом случае работает только стационарный контроль, а значит, каких-то привилегий по сравнению с автоматическим контролем в данным случае нет.

О каких привилегиях идет речь?

Ну вот смотрите, возьмем грузовик, который зарегистрирован на физическое лицо без образования ИП. Предположим, его масса превышена на 15% от допустимой. На стационарном контроле штраф для водителя грузовика (а другой и не смогут взыскать) составит от 3 тыс. до 4 тыс. рублей, а при автоматическом контроле штраф с собственника транспортного средства взыщут на сумму в 300 тыс. рублей.

Считайте, в 10 раз больше!

Вот именно такую несправедливость принятым законопроектом и устранили.

Когда он вступит в силу, пока неизвестно, поскольку необходимы еще одобрение верхней палатой парламента и подпись президента. Однако, скорее всего, это произойдет в ближайшие недели.

Транс ру

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики