В Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации состоялся круглый стол по вопросам финансового обеспечения федерального и региональных дорожных фондов в 2018 – 2021 годах и развитию отечественной дорожной отрасли, в том числе в рамках реализации национальных проектов.
В мероприятии приняли участие председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин, директор Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса РФ Игорь Костюченко, заместитель руководителя Росавтодора Дмитрий Прончатов, аудитор Счетной палаты РФ Валерий Богомолов, члены Совета Федерации, представители федеральных и региональных министерств и ведомств.
Директор Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ Игорь Костюченко проинформировал о структуре и источниках формирования Федерального и региональных дорожных фондов.
Так, согласно сведениям Федерального казначейства, за период с 2015 по 2017 гг. суммарный объем Федерального дорожного фонда составил 1,9 трлн рублей. В том числе в 2015 г. – 615 млрд руб., в 2016 г. – 629 млрд руб., в 2017 г. – 685 млрд руб. Объем бюджетных ассигнований на 2018 г. установлен в размере 709 млрд руб. В соответствии с проектом бюджета на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 гг. эта цифра составит в 2019 г. 798 млрд руб., в 2020 г. – 786 млрд руб., на 2021 г. — 885 млрд руб.
«Существенное увеличение объема Федерального дорожного фонда вызвано необходимостью реализации комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года и национального проекта «Безопасные и качественные дороги», которые разработаны во исполнение майского Указа Президента», — сказал он.
Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, принятым в октябре этого года, перед дорожниками страны поставлены амбициозные задачи.
Доля автомобильных дорог, работающих без перегрузки, в общей протяженности международного транспортного маршрута «Европа – Западный Китай» к 2024 году должна вырасти до 67 процентов, сейчас этот показатель значительно меньше – более чем в два раза. Всего планируется построить и реконструировать 958,8 километра федеральных трасс, увеличив долю автодорог первой категории на маршруте «Европа — Западный Китай» на 1,8 процента. Будет снижена протяженность автомобильных дорог, обслуживающих движение в режиме перегрузки, – на 249,8 километра. Кроме того, предстоит связать дорогами федерального значения административные центры с точками экономического роста. Новых автодорог должно стать на 395,6 километра больше.
В план также включены автодорожные мосты – намечено строительство и реконструкция 32 мостовых сооружений на федеральных дорогах.
Кроме того, за шесть лет федеральным дорожникам предстоит также создать 12 автодорожных обходов крупных городов, построить 21 двухуровневый переезд на пересечениях железных дорог с федеральными трассами.
В части дорожных фондов субъектов РФ, Игорь Костюченко отметил, что суммарный объем финансирования дорожного хозяйства регионов за период с 2015 по 2017 год составил 2,1 трлн рублей. В 2018 году консолидированный бюджет региональных фондов установлен в размере 971,2 млрд рублей.
«Хочу также остановиться на новом источнике формирования региональных дорожных фондов, который вводится с 2019 года: доходы от штрафов за нарушения правил дорожного движения. По состоянию на 1 сентября 2018 года в бюджеты субъектов РФ были зачислены указанные штрафы на общую сумму в 44,1 млрд рублей», – добавил он.
Заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Дмитрий Прончатов рассказал о текущей ситуации с финансированием автомобильных дорог федерального значения. По его словам, переход Федерального дорожного агентства по решению Правительства РФ на заключение долгосрочных контрактов на содержание и ремонт федеральных трасс обеспечил стабильную систему их содержания и стимулировал дорожные организации совершенствовать свою техническую, технологическую и кадровую базу. «В результате за период с 2012 по 2017 год доля протяженности дорог Федерального дорожного агентства, соответствующих нормативным требованиям, увеличилась в два раза – с 38 до 78 процентов, а в 2018 году она превысит 80 процентов. В ближайшие годы эта задача должна быть решена в полном объеме», – сказал он.
Дмитрий Прончатов также обратил внимание участников круглого стола на предстоящее начало реализации нового национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», который стартует с 2019 года.
По его словам, национальным проектом предусмотрено охватить все регионы Российской Федерации, кроме Москвы и Санкт-Петербурга. Проект предусматривает осуществление мероприятий по ремонту автодорог в городских агломерациях, образуемых 104 городами – центрами субъектов РФ и городами с населением свыше 200 тысяч человек.
При реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» будет учтен весь положительный опыт другого проекта – «Безопасные и качественные дороги», который позволил существенно решить проблему плохих автодорог и снизить аварийность в 36 крупнейших городских агломерациях России. «Таким образом, учитывая все типы трансфертов, которые выделяются на поддержку региональных и муниципальных дорог, а также средства нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», общий объем финансирования направляемого государством на приведение в нормативное состояние дорог субъектов составит практически 500 млрд рублей ежегодно», – заключил заместитель руководителя Росавтодора.
В заключение круглого стола Председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин отметил, что тема обсуждения является актуальной и для Совета Федерации как палаты регионов, и для субъектов РФ. По итогам мероприятия будут подготовлены рекомендации с учетом прозвучавших предложений, которые будут направлены в Правительство РФ, сообщил он.