Сегодня 28 декабря 2024

01.03.2016

Оптовые цены на бензин начинают рост в преддверии повышения акцизов и весенних ремонтов на НПЗ. Участники рынка опасаются, что в условиях сокращающихся поставок нефтекомпаний на внутренний рынок и необходимости формировать запасы перед ремонтами существенный рост цен произойдет уже в марте.

Биржевые цены на бензин после относительной стабильности в феврале перешли к резкому росту. По данным СПбМТСБ, стоимость бензина за два дня прибавила около 1,5%, при этом АИ-95 достиг максимального в этом году уровня 37,9 тыс. руб. за тонну. Участники рынка обеспокоены тем, что из-за внеочередного повышения акцизов и необходимости наращивать запасы топлива перед весенними ремонтами на НПЗ оптовые цены в марте могут существенно вырасти.

К 1 апреля нефтекомпании должны накопить, согласно рекомендации Минэнерго, 2,1 млн тонн бензина, а сейчас запасы — только 1,5 млн тонн. За месяц надо успеть накопить еще 600 тыс. тонн, что сопоставимо с четвертью месячного объема отгрузок на внутренний рынок. Но, судя по оперативным данным ЦДУ ТЭКа, в этом году нефтекомпании снижают как выпуск бензина, так и его отгрузку на внутренний рынок по сравнению с прошлым годом. Кроме того, тогда и уровень запасов был выше — 1,75 млн тонн, при этом нефтекомпании смогли запасти только 2,1 млн тонн при рекомендованных 2,5 млн тонн. Тогда ситуация была стабильна, а сейчас непонятно, где взять дополнительные объемы, говорит глава Российского топливного союза Евгений Аркуша. В Минэнерго «Ъ» заявили, что ситуация на рынке топлива стабильная.

Чтобы накопить резервы, нефтекомпании могут сократить экспорт бензина, но экономически это для них непривлекательно. С 1 марта ставка экспортной пошлины на бензин снижается на 24%, до $24 за тонну, а после повышения акцизов на топливо не облагаемые ими экспортные поставки станут еще выгоднее. Законопроект об акцизах вчера был одобрен Владимиром Путиным. ФАС ожидает дополнительного роста цен на бензин на 2-3%, но в Минфине считают, что рост в целом за год даже с учетом акцизов не превысит 5% при условии, что цены на нефть останутся на уровне $30 за баррель. Пока что цены на АЗС в среднем действительно снижаются: по данным Thomson Reuters Kortes, литр АИ-92 подешевел на 12 коп., до 33,6 руб., а АИ-95 — на 9 коп., до 36,59 руб.

«Чтобы обойтись без сокращения поставок на оптовый рынок, нефтяным компаниям в марте нужно увеличить производство бензина как минимум на 600 тыс. тонн и прекратить экспорт товара. Никто на рынке не верит в возможность ни первого, ни второго»,— говорит Михаил Турукалов из агентства «Аналитика товарных рынков». Рост акциза с 1 апреля также несет риски увеличения цен. По оценке господина Турукалова, на период 22-26 февраля netback для бензина «Евро-5» с Московского НПЗ составлял 32,5 тыс. руб. за тонну при биржевой цене 35,5 тыс. руб. Таким образом, премия внутреннего рынка составляет около 3 тыс. руб. Но при повышении акцизов при прочих равных netback увеличивается до 35,6 тыс. руб. Из-за этого нефтяным компаниям снова будет выгоднее экспортировать бензин, что может спровоцировать очередное повышение биржевых цен уже в середине марта.

Дмитрий Козлов

Коммерсантъ 1 марта 2016 года

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики