Перевозчики крупногабаритных грузов обратились к главе правительства Дмитрию Медведеву с призывом не дать погибнуть их бизнесу в результате законодательных нововведений. 56 компаний («Балтика Спец Тяж», СК «Альянс», «Стрим Лайн», «Трансспецресурс» и др.), занимающихся перевозками тяжеловесных и крупногабаритных грузов, сообщают, что введенные для них сборы за вред автодорогам, которые вступят в силу с середины года, в разы превышают стоимость заказов, которые они выполняют.
Например, владелец автопоезда (тягач — 3 оси, прицеп — 5 осей) весом 63,9 т, который направляется из Москвы в Санкт-Петербург, за причиненный дороге вред должен будет заплатить 229 тыс. рублей.
Это расчеты по методике, изложенной в постановлении правительства от 09.01.2014 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства по вопросам перевозки тяжелых грузов».
Новая методика вступает в силу в этом году (планировалось с 1 января, перенесено на 1 июля). Сейчас действует методика расчета вреда дороге от 2009 года, по ней аналогичный поезд платит за расстояние от Москвы до Петербурга 10 тыс. рублей.
Сбор за ущерб, таким образом, вырастает в 21,8 раза, в несколько раз перекрывая стоимость самой транспортной услуги:
за провоз груза таких параметров перевозчик получит около 30 тыс. рублей (сюда не включена стоимость погрузки, страховка и т.д.). Таким образом, отмечают участники рынка, доставка крупногабаритных грузов по автодороге становится дорогим удовольствием, и клиенты перевозчиков предпочтут воспользоваться услугами железной дороги.
«Увеличение сборов может привести к остановке деятельности перевозчиков тяжеловесных крупногабаритных грузов (КГТ), — пишут представители компаний премьер-министру. — Перевозчики КГТ — это средние и крупные предприятия со специализированной и очень дорогой техникой, не имеющей возможности к применению в сфере обычных перевозок. Остановка деятельности предприятий-перевозчиков КГТ приведет к социальной напряженности на местах и оттоку высококвалифицированных кадров».
По данным Росавтодора, объем перевозок тяжеловесными транспортными средствами составляет в РФ 5% от общего объема перевозок.
Президент Московского транспортного союза Юрий Свешников считает единовременное повышение тарифов в десятки раз необоснованным.
— Непонятно, каким образом такой размер вреда может получаться. Не то что точный объем, а даже источник нанесения вреда дорожному полотну определить иногда не представляется возможным, — говорит Свешников. — Например, до сих пор мы точно не знаем, из-за чего образуется колейность на МКАД в левом ряду. Грузовики там не ездят, только легковые машины на высокой скорости. Давно уже пытались выяснить — то ли дорожные строители не выкладывают должным образом песочную подушку, то ли водители эти колеи создают шипованными колесами. Ответа однозначного нет до сих пор.
Высокопоставленный источник в Минтрансе сообщил «Известиям», что министерством уже инициирован пересмотр тарифов, по которым плата за вред дорожному покрытию будет взиматься с перевозчиков КГТ.
— Не думаю, что методика расчета изменится радикально, но коррекция, скорее всего, будет, — говорит собеседник в Минтрансе. — Хотя вводимая в этом году методика расчета вреда позволяет компенсировать не более 75% вреда, реально наносимого дорожным объектом полотну. И деньги, поступившие в счет возмещения от владельцев тяжеловесных транспортных средств, будут расходоваться на ремонт автодорог, преждевременно утративших несущую способность из-за проезда таких автомобилей.
— 12 февраля ситуация с перевозчиками КГТ будет обсуждаться на заседании правления Российского автотранспортного союза, — говорит Свешников. — Перевозчики в последнее время испытывают неуклонно возрастающую финансовую нагрузку.
В ценах 2014 года разовые капитальные затраты на дооснащение транспортного средства необходимым оборудованием составляли в среднем 240 тыс. рублей.
Это тахографы, прибор ЭРА-ГЛОНАСС, оборудование для расчета вреда дорожному полотну. Многим перевозчикам проще закрыть свой бизнес, чем соответствовать федеральному законодательству.
В январе стало известно, что правительство рассчитывает значительно увеличить поступления от автовладельцев за вред автомобильным дорогам: Минтрансу и госкорпорации «Ростех» дано поручение готовить предложения по внедрению сборов с 12-тонных автомобилей на дорогах регионального и межмуниципального значения (до этого речь шла только о сборах за пользование федеральными трассами). В более отдаленных планах правительства — сборы с владельцев автомобилей весом свыше 3,5 т: исследовать целесообразность таких нововведений поручено Минтрансу и «Ростеху». Когда планы по внедрению сборов реализуются, автовладельцы будут платить за ущерб дорогам порядка 800 млрд рублей в год.
«Известия»