Сегодня 26 декабря 2024

10.04.2018

Создаваемая российскими специалистами система проследит за тем, чтобы водители не засыпали за рулем. Для этого предполагается анализировать видео из кабины и информацию с датчиков на теле шофера. Планируется, что разработка такого оборудования займет у ученых Московского физико-технического института (МФТИ) и АО «Нейроком» полтора года.

Как сообщил «Известиям» руководитель лаборатории прикладных кибернетических систем МФТИ Тимур Бергалиев, разрабатываемый комплекс будет фиксировать признаки снижения работоспособности у водителя. При необходимости получивший предупреждение оператор дистанционно даст ему команду отдохнуть.

— Если шофер заснет за рулем, может случиться авария. Известны многочисленные ДТП по этой причине, — рассказал ученый. — В нашем проекте анализируются физиологические параметры человека. В частности, с помощью носимого браслета измеряются электрогальванические показатели кожи. Кроме того, исследуется видео с камер, установленных перед водителем.

С помощью специализированного программного обеспечения на видеоизображении выделяются ключевые точки лица человека — глаза, веки, рот и т.д. Как пояснил Тимур Бергалиев, измеряя расстояние между такими точками, можно определить, как часто и на какое время шофер закрывает глаза. Изменение тонуса мышц лица покажет степень утомления. Также можно отслеживать зевание, изменение положения головы в кадре.

— Эти и некоторые другие параметры непрерывно отслеживаются в течение поездки. Комплекс определяет, не пора ли человеку сделать остановку и выспаться, — пояснил ученый.
Уже разработаны первые версии рабочего прототипа системы, проводятся лабораторные испытания. Начались эксперименты в реальных условиях на полигоне КамАЗа.

— Подобное оборудование интересно не только профессионалам, которые много времени проводят за рулем транспортного средства, но и любителям. Пригодится оно транспортным и логистическим компаниям. Ведь помимо оценки утомления водителя таким образом можно узнать, например, как много он говорил или переписывался по телефону, курил во время поездки, — отметил Тимур Бергалиев.

Декан факультета информационных технологий Московского Политеха Андрей Филиппович рассказал «Известиям», что разработкой систем, различающих сон и бодрствование человека, в России занялись около 20 лет назад. Отличие создаваемого комплекса в том, что он двухмодальный — используется и анализ видео, и измерение физиологических параметров человека с помощью носимого устройства.

Как утверждают разработчики из МФТИ, их оборудование за счет сочетания двух подходов будет уведомлять о риске засыпания в разы быстрее. Такую систему можно встроить в некоторые модели автомобилей или использовать как отдельный портативный комплекс.

— Направление разработок, выбранное коллегами, однозначно перспективное, — отметил Андрей Филиппович. — Ранее другие исследователи отслеживали движение зрачка человеческого глаза с помощью камеры. Если движение останавливалось — значит, испытуемый засыпает. И тогда его будили слабыми ударами тока. Это весьма неточный метод, но и такие устройства были приняты на ура.

Автоэксперт Александр Астапов считает, что внедрение создаваемой в МФТИ системы было бы весьма полезно.

— Сейчас невозможно купить автомобиль с такой опцией, подобные системы находятся в стадии разработки. Они позволят спасти жизни тысячам людей, засыпающих за рулем, — отметил эксперт.

На осень 2018 года запланированы испытания новой, усовершенствованной версии системы отслеживания бодрствования водителей.

Известия

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики