Сегодня 25 апреля 2024

21.02.2019

Водителям грузовиков и автобусов запретят находиться за рулем более девяти часов в сутки, каждые 4,5 часа нужно будет отдыхать. Суммарное время управления машиной в течение недели не должно превышать 56 часов. Запреты содержатся в поправках к ПДД, предложенных Минтрансом для борьбы с аварийностью: по вине водителей большегрузов и автобусов ежегодно происходит 16 тыс. ДТП. Контроль будет осуществляться с помощью тахографов, с 1 ноября их установка будет обязательной.

Проект изменений в правила дорожного движения подготовлен Минтрансом России. В ПДД вводится новый раздел под названием «Нормы времени управления транспортным средством и отдыха».

Находиться за рулем грузовика массой 3,5 тонны или автобуса можно будет не более девяти часов в сутки, причем каждые 4,5 часа нужно делать 45-минутный перерыв (либо два перерыва — 15 и 30 минут). При необходимости можно ехать десять часов подряд, но делать так будет разрешено не чаще двух раз в течение недели. Не менее 11 часов в сутки водитель должен отдыхать от управления машиной (что считается отдыхом — не поясняется). В течение недели суммарное время нахождения за рулем не должно превышать 56 часов, в течение двух недель — не более 90 часов.

Изменения в ПДД продиктованы положением федерального закона 386-ФЗ (поправки к законам «О безопасности дорожного движения», «Устав автомобильного транспорта» и т. д.) и поручением вице-премьера Максима Акимова, которое он дал в ноябре 2018 года. Согласно закону, с 1 ноября 2019 года физлица, которые эксплуатируют грузовые автомобили массой более 3,5 тонны и автобусы, будут обязаны соблюдать «нормы времени управления транспортным средством и отдыха». Их Минтранс и зафиксирует в ПДД. Предложенные изменения соответствуют нормативам, записанным в приказе Минтранса России №15 от 2004 года, и европейским правилам.
Режим труда и отдыха будет контролироваться автоматически с помощью тахографов: с 1 ноября 2019 года приборы должны быть установлены на всех грузовиках (массой более 3,5 тонн) и автобусах независимо от того, кто является собственником — физлицо и юрлицо. По оценкам Минтранса, новые правила коснуться примерно 2 млн граждан. В «перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» (приложение к ПДД) будет записан запрет на управление грузовиком или автобусом с неработающим тахографом или без него (в случаях, когда это необходимо), это также содержится в проекте Минтранса.

По данным ГИБДД, в 2018 году по вине водителей грузовиков произошло 10,9 тыс. ДТП (+0,1%), в которых погибло 1,7 тыс. граждан. По вине водителей автобусов произошло 5,8 тыс. ДТП (+3,7%), в которых погибло 269 человек. Официальную статистику о случаях, когда водители засыпают за рулем, ГИБДД не публикует. Такого рода ДТП происходят регулярно. В марте 2018 года из-за уснувшего за рулем водителя автобуса в Минеральных водах произошло ДТП, погиб один человек. В сентябре 2017 года из-за уснувшего водителя в аварии погибло шесть человек.

Отметим, что сегодня в КоАП уже прописан штраф в 1-3 тыс. руб. за нарушение «установленного режима труда и отдыха». При этом на рассмотрении в Госдуме находится (принят в 1 чтении) проект поправок в КоАП, увеличивающий санкцию за это нарушение до 5 тыс. руб. для водителей и вводящий штраф 7-10 тыс. руб. для должностных лиц и 20-50 тыс. руб. для юрлиц.

Координатор проектов ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко к предложению Минтранса отнесся скептически.
Режим труда и отдыха — это вопрос взаимоотношений наемного водителя и работодателя, прописывать это в ПДД странно,— говорит эксперт.
— Закрепление таких нормативов может навредить работе автотранспорта во многих регионах». Господин Войтко говорит, что в США и Канаде, к примеру, за рулем можно находиться 11–12 часов. «Такие вопросы должны решаться как минимум с учетом мнения профсоюзов и работодателей,— отмечает господин Войтко.— Их мнения пока никто не учитывал, насколько я знаю. Уверен, что на этапе оценки регулирующего воздействия проект поправок будет исправлен».

Коммерсантъ

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики