Сегодня 23 декабря 2024

03.02.2016

Сегодня, 3 февраля 2016 года, в Сибирском бюро «Интерфакса» прошла пресс-конференция, посвященная проблемам и перспективам систем весового контроля в регионе. В мероприятии приняли участие президент Сибирской Ассоциации Автомобильных Перевозчиков Вячеслав Трунаев, начальник Управления ГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области Сергей Штельмах, начальник отдела контроля международных автомобильных перевозок Сибирского управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Александр Круппа, начальник отдела весового контроля Территориального управления автомобильных дорог Новосибирской области Игорь Горожанин.

Вот какие меры по совершенствованию системы весового контроля предложил в ходе пресс-конференции президент СААП Вячеслав Трунаев:

— Ситуация с весовым контролем на дорогах общего пользования РФ– одна из наиболее болезненных проблем для транспортных компаний. С одной стороны, добросовестные перевозчики обеспокоены положением дел, связанными с сохранением и состоянием дорог. От этого зависят наши работа, доходы и безопасность. А с другой стороны сложившаяся практика весового контроля зачастую вызывает у предпринимателей недоумение и возмущение. Слишком велика роль человеческого фактора в определении степени виновности перевозчика.

Ежегодный ущерб, наносимый тяжеловесным транспортом российским дорогам, Росавтодор оценил в 2,5 трлн руб. По данным ведомства, с превышением нагрузки сейчас следует каждый четвертый грузовик. Чаще всего это происходит при перевозке оборудования, стройматериалов, а также овощей и фруктов нашими коллегами из стран Средней Азии.

Ранее в этот список можно было бы включить еще инертные материалы. Но федеральное законодательство в настоящее время претерпело изменения и с 24 июля 2015 года уже нет законных оснований для получения специального разрешения на перевозку инертных материалов или как мы называем делимых грузов с превышением допустимых параметров.

Проблему перегруза и разрушения дорог надо разделить на две части:

• первая – все, что связано с перевозкой тяжеловесных грузов (тяжеловесным считается транспортное средство массой свыше 40 тонн),

• вторая – то, что касается обычных перевозок.

Основной ущерб дорогам наносит перевозка именно тяжеловесных грузов.

Далеко не всегда грузоотправители и перевозчики получают необходимые согласования на такую перевозку. Не секрет, что в большинстве случаев участники перевозки пытаются решить вопрос с помощью взяток. Мы солидарны с надзорными органами в том, что контроль в этой сфере надо ужесточать.

Предложения:

1. Расширять сеть весового контроля. Вместо усиления контроля за передвижением 12-ти тонников и сбора денег за проезд по федеральным трассам, используя систему Платон, гораздо эффективнее было бы усилить контроль за передвижением по дорогам общего пользования тяжеловесных грузов. Ведь речь идет о триллионах рублей наносимого ущерба.

2. Необходимо привести в разумный порядок размеры ставок платы за ущерб дорогам для тяжеловесных транспортных средств. А также упростить процедуру получения соответствующих разрешений на проезд и методику расчета вреда. Завышенные ставки и сама неуклюжая система расчета вреда приводят к тому, что грузоотправители и перевозчики начинают искать незаконные обходные пути и выводят на дороги транспорт без каких-либо разрешений. Пример – в прошлом году в Новосибирской области сотрудники ГИБДД остановили два ТС, перевозивших проходческий щит весом больше 100 тонн, а также спец.технику весом более 200 тонн без какого-либо разрешения. Они без особых проблем проехали к этому времени уже полстраны и нанесли дорогам огромный ущерб. Причем время было накануне весенних ограничений.

3. Руководству регионов учитывать реальные погодные условия при введении весенних ограничений. В нашей области сезонные ограничения всегда вводятся с 15 апреля по 15 мая. Но бывает ранняя весна, когда правильнее было бы ввести ограничения на неделю раньше и раньше их отменить, когда дороги уже просохли. Кроме того, на этот период должны быть специальные коридоры для движения транзитного транспорта. Иначе у перевозчика нет законных оснований для проезда по основным маршрутам. А доставку грузов невозможно остановить. Как, например, в это время доставить груз из Омска в Барнаул? Только через Новосибирск. А ехать там нельзя потому, что нагрузка на ось выше допустимой. Сейчас во время весенних ограничений она всего 5 тонн на ось. Даже у пустого автопоезда нагрузка на переднюю ось более 5тонн. То есть, ему в это время даже до рем.базы для выполнения регламентных работ нельзя выехать? Наше предложение – повысить в период весенних ограничений допустимую нагрузку до 8 тонн на ось. Тем самым будет введено ограничение, а не запрет.

Что касается обычных перевозок, то к основным проблемам приводят несколько факторов.

Первый- несовершенство организации самого весового контроля. В настоящее время все меньше и меньше перевозчиков сознательно идут на нарушение закона при транспортировке грузов. Несмотря на то, что законодательство обязывает водителя ТС лишь контролировать размещение груза в автомобиле в целях недопущения повреждения ТС и соблюдения безопасности движения и при этом у него нет никаких законных рычагов, чтобы при погрузке контролировать нагрузку на оси, самый законопослушный перевозчик в любой момент можем стать злостным нарушителям.

В чем причина?

— отсутствие желания со стороны надзорных органов применять нормативную базу в плане определения ответственности за перегруз. До тех пор, пока грузотправитель не будет нести ответственность за данное правонарушение, без вины виновным на дороге будет оставаться перевозчик.

— недостаточное количество постов весового контроля. Существующий динамические весы не всегда работают в комплексе со стационарными

— жадность и безответственность грузовладельцев. А поскольку мы выполняем услугу и буквально завоевываем клиента в жесткой конкурентной борьбе, то повлиять на ситуацию, где условия диктует заказчик, мы не в состоянии. Зачастую наши клиенты хотят максимально загрузить машину и тем самым снизить стоимость доставки. В ряде случаев сталкиваемся с тем, что клиенты просто не разрешают водителю присутствовать при погрузке. Нередко грузоотправители игнорируют просьбы водителей не перегружать автомобиль, по иному распределить нагрузку на оси.

Встречаются и такие заказчики, которые в свою пользу «путают» в транспортной накладной брутто и нетто (брутто – вес товара с упаковкой, нетто – без упаковки).

Соответствующие изменения в Кодексе об административных правонарушениях уже вступили в силу с июля 2015 года. Теперь грузоотправитель, как и перевозчик, отвечает за перегруз. «Превышение допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства… юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществившими погрузку груза в транспортное средство, влечет наложение административного штрафа». Для индивидуальных предпринимателей – 80-100 тыс. рублей, для юридических лиц — 250-400 тыс. рублей.

То есть, возможность привлекать грузоотправителей к ответственности все таки появилась. И уже есть судебные прецеденты применения этого положения КоАП на практике. Так, например, Управление государственного дорожного надзора по Краснодарскому краю и Адыгее осенью 2015 года оштрафовало на 250 тыс. руб. две компании-грузоотправителя. Одно из решений об административном наказании судом было отменено. Надеюсь, что штрафы повлияют на позицию грузоотправителей.
Пользуясь случаем, обращаюсь к надзорным органам – вводите активней в практику наказание грузоотправителей за совершенные правонарушения.

Новосибирские перевозчики регулярно сталкиваются с проблемой расхождения показаний на ПВК в различных регионах РФ.
Вот лишь несколько последних примеров:

• Грузовик компании «Сибирский экспедитор» в декабре 2015 года следовал по маршруту Владивосток – Пермь. Автопоезд был загружен по нормативам (во всяком случае, динамическое взвешивание в различных регионах перегруз не выявляло), однако на посту весового контроля в Амурской области приборы показали, что нагрузка на одну из осей на 670 кг превышает допустимый уровень. На днях Ространснадзор назначил компании штраф в размере 100 тыс. рублей, а ее руководителю — 10 тыс. рублей.

• В похожей ситуации недавно оказалась и компания «Автокомпас». Ее машина тоже спокойно прошла через несколько ПВК различных регионов, а вот на пункте весового контроля в Челябинской области инспектор неожиданно заявил, что автомобиль перегружен. Водителю выписали штраф – тысячу рублей, руководителю предприятия — штраф в 50 тыс. руб. Сейчас компания обжалует в суде решение об административном наказании.

• Больше повезло компании «АВМ-авто». Перед Новым годом ее машина везла груз из Нижнего Новгорода в Набережные Челны. В Казани автомобиль был взвешен на пункте весового контроля – все было нормально, а в Набережных Челнах весовщики заявили о том, что ведущая ось перегружена на 300 кг. Как рассказывает руководитель компании, от гигантского штрафа спас случай. У грузоотправителя поблизости оказалась машина с грузчиками. Подъехали – передвинули груз в кузове, по-другому его разместили, и после этого инспектор Ространснадзора отказался от претензий к перевозчику. Надо отметить, что такую лояльность инспекторы проявляют очень редко – обычно штрафуют сразу, как только выявлено нарушение, и передвижка груза не спасает от наказания.

Рассчитывать на везение нельзя. Многие акты весового контроля могут быть оспорены в суде, и я надеюсь, что руководители транспортных компаний будут смелее отстаивать свои права.

Ситуацию, когда разница во взвешивании одной и той же машины на разных пунктах может составлять несколько тонн, нельзя назвать нормальной. Создается впечатление, что большую роль в этом играет «человеческий фактор». Устранить разнобой можно, если создать единую электронную систему данных о результатах взвешивания большегрузных автомобилей. На мой взгляд все пункты весового контроля Российской Федерации должны работать в этой общей базе в режиме реального времени. И тогда разница в показаниях весов и повторное наказание одного и того же транспортного средства с тем же грузом в пределах одной поездки станет невозможным.

Что еще необходимо сделать для уменьшения проблем при прохождении транспортными средствами весового контроля?

Вот несколько конкретных мер, которые, по мнению перевозчиков, помогут снизить напряженность вокруг весового контроля и одновременно будут способствовать сохранению дорог:

1. Ввести единый сертификат взвешивания. Чтобы, выезжая из города, перевозчик мог заехать на контрольные весы и получить документ, подтверждающий отсутствие перегруза как по общей массе, так и по осевой нагрузке. Автомобиль с таким сертификатом должен быть освобожден от проверки на других постах весового контроля. Об этом мы говорим уже десять лет. А воз и поныне там.
2. В каждом регионе нужно несколько контрольных весов. В спорной ситуации у перевозчика должна быть возможность поехать на другой весовой пункт и убедиться, что измерения сделаны правильно.
3. Динамические весы должны использоваться в комплексе со стационарными.
4. Увеличить допустимую нагрузку на одиночную ось с 10 до 11 тонн.
5. Создать специализированные штрафстоянки для транспортных средств, задержанных по причине перегруза.

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики