Сегодня 23 декабря 2024

03.04.2017

Президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков (СААП) Вячеслав Трунаев рассказал в интервью порталу «Грузовики и дороги» о том, что сегодня больше всего волнует транспортные компании Сибири, а также поделился мыслями о возможных путях решения проблем отрасли.

ГиД: Вячеслав Станиславович, расскажите, пожалуйста, вкратце о своей организации — что она на сегодня из себя представляет? Как давно существует, кого объединяет в своих рядах, а также какие ставит основные цели и какие задачи решает?

Трунаев: Сибирская ассоциация автомобильных перевозчиков (СААП) на сегодня объединяет в своих рядах 44 компании, занимающиеся грузовыми перевозками. Преимущественно это компании из Новосибирской области. Но есть также несколько предприятий из Алтайского края, Омской и Кемеровской областей.

 

Осенью 2017 года нашей ассоциации исполнится 12 лет. Своими целями СААП ставит защиту прав перевозчиков, повышение конкурентоспособности автотранспортных организаций, совершенствование нормативно-правовой базы автотранспортной деятельности, а также обеспечение дорожно-транспортной, экономической, экологической и социальной безопасности автотранспортных перевозок.

 

Добавлю, что компаниям — членам ассоциации принадлежит в общей сложности около 1500 магистральных автопоездов.
ГиД: «Дружит» ли СААП с другими крупными российскими объединениями перевозчиков из прочих регионов страны?
Трунаев: Разумеется. Мы регулярно общаемся с представителями ассоциаций из других регионов по различным вопросам отрасли. Например, по «Платону» и весовому контролю. И, как правило, выступаем с ними согласованно.
ГиД: Как вы в целом сегодня оцениваете состояние отрасли автомобильных грузоперевозок в Сибири? Каковы ее главные проблемы в масштабах региона?
Трунаев: Прямо говоря, отрасль переживает непростое время. Отчасти это связано с общим экономическим кризисом в стране, отчасти с непродуманными решениями властей. Например, в сфере весового контроля, а также применительно к контролю за соблюдением режима труда и отдыха водителей в условиях отсутствия придорожной инфраструктуры.
Кроме того, для новосибирских компаний важным фактором, повлиявшим на рынок грузоперевозок, стали российские контрсанкции, введенные на импорт продовольствия. В результате увеличились заказы из Китая на перевозку овощей, из Приморья — рыбы и морепродуктов.

 

Вообще, специфика новосибирского рынка перевозок заключается в том, что он ориентирован, главным образом, на доставку грузов из Москвы и Китая. Кроме того, местные транспортные предприятия задействованы в региональных сибирских перевозках. Так, по заказам крупных федеральных ритейлеров наши перевозчики доставляют продукцию непосредственно до их магазинов в городах Западной Сибири.
ГиД: Каким образом вы сегодня взаимодействуете и насколько тесно сотрудничаете с региональными органами власти? Пытаетесь ли вместе с ними принимать участие в регулировании сферы грузоперевозок – хотя бы на местном уровне?
Трунаев: Прежде всего, наша ассоциация не боится резко критиковать власть. Но в то же время мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что критика должна быть конструктивной. Поэтому мы выступаем за диалог с властью. И такая позиция приносит положительные результаты. Например, в 2007 году нам удалось добиться того, чтобы транспортный налог для грузовиков в регионе был снижен в 2,5 раза. Одно из последних достижений — местные власти пошли нам навстречу в вопросе временных ограничений на движение большегрузных транспортных средств в весенний период. Надеемся, что и федеральное правительство начнет учитывать мнение грузоперевозчиков. Хотелось бы, чтобы чиновники предварительно выслушивали наши предложения в ходе экспертных советов, совещаний и принимали взвешенные решения, а не доводили ситуацию до акций протеста.
ГиД: К слову, как вы относитесь к решению части российских грузоперевозчиков принять участие в так называемой всероссийской акции протеста? Как вы оцениваете ее масштабы для страны, а также ее первые итоги для рынка?
Трунаев: Мы поддерживаем экономические требования недовольной части перевозчиков: отменить транспортный налог, навести порядок в весовом контроле. Но выбранная форма протеста — забастовка — в современных российских условиях нереальна. Транспортные компании по рукам и ногам связаны договорными отношениями со своими клиентами. Нарушение этих договорных отношений повлечет большие штрафные санкции. Жесткие конкурентные условия на рынке просто не позволяют серьезным перевозчикам остановить работу. Это равносильно тому, чтобы подписать себе смертный приговор. Компания просто разорится и оставит без работы своих сотрудников.
Судя по той информации, что появилась в СМИ, акция протеста оказалась немногочисленной. Во многих регионах мелкие предприниматели просто не смогли сами ничего провести без активного участия ассоциаций грузоперевозчиков в организации этих мероприятий. Рынок совершенно не заметил комариного писка такого протеста.
ГиД: Является ли, на ваш взгляд, решение правительства РФ проиндексировать ставку тарифа «Платона» на 25% конструктивным по отношению к участникам рынка в условиях протеста части перевозчиков?
Трунаев: Наша ассоциация считает, что такое решение — просто подачка. Надо понимать, что грузоперевозчиков не радует любое повышение тарифа. И мы считаем, что он и сейчас завышен. Если бы правительство смогло добиться того, чтобы абсолютно все участники рынка исправно платили в систему «Платон», то тогда, возможно, хватило бы и тарифа в размере одного рубля за километр пробега.

 

Еще одним последствием этого решения правительства станет то, что никто из грузоотправителей не будет включать такое незначительное повышение расходов на «Платон» в тариф на перевозки. Фактически плата возрастает всего на 40 коп. Для клиентов — сумма незначительная, чтобы из-за этого переделывать договоры. Для перевозчиков же это серьезная дополнительная нагрузка на их оборотные средства.
ГиД: Видите ли вы вообще какие-нибудь качественные изменения в лучшую сторону применительно к сибирским автодорогам с началом работы «Платона»? Как можно сформулировать общую позицию руководства СААП к данной системе?
Трунаев: Наше отношение к системе «Платон» не изменилось. По-прежнему считаем ее малоэффективной. За прошлый год по всей стране было собрано около 20 млрд руб. Но из них половина достанется концессионеру. Как можно на оставшуюся сумму привести в порядок дороги в Сибири и тем более по всей стране, непонятно. В любом случае это какие-то крохи по сравнению с объективной потребностью в финансировании дорожного хозяйства.
ГиД: Что вы можете в целом сказать по поводу состояния и развития дорожной инфраструктуры в регионе? А также по поводу нынешнего состояния дорог?
Трунаев: Состояние дорожной инфраструктуры у нас очень слабое. Во-первых, сами федеральные трассы в Сибири далеки от идеала: двухполосные, без разделительного барьера. И именно отсутствие разделительной полосы является основной причиной лобовых столкновений при ДТП — большинство из них заканчивается смертельным исходом. На наш взгляд, необходима модернизация федеральных трасс в регионе.

 

Во-вторых, очень сильно не хватает объездных дорог вокруг Новосибирска. Построенный несколько лет назад Северный обход, конечно, взял на себя часть транзитного потока. Но для того чтобы избавить мегаполис от пробок, а грузовики — от необходимости заезжать на городские улицы, нужен еще и Восточный обход. А строительство этой магистрали у нас практически замерло. Объездные дороги нужны и другим крупным сибирским городам, например Кемерово.
ГиД: Перейдем к другим проблемам отрасли. Какие эффективные меры, по-вашему, помогут окончательно «обелить» и «оцивилизовать» рынок, очистив его от нелегальных «серых» перевозчиков?
Трунаев: Мы считаем, что необходимо вернуться к лицензированию деятельности в сфере грузовых автомобильных перевозок. Но, конечно, к лицензированию не в том виде, каким оно было до 2005 года. Надо модернизировать систему лицензирования. И в этом процессе должны активно поучаствовать профессиональные объединения перевозчиков.
ГиД: Что вы можете сказать по поводу проблемы присутствия на рынке так называемых посредников-экспедиторов, работающих «через третьи руки»?
Трунаев: К тем экспедиторам, которые несут полную ответственность за четкую организацию процесса перевозок, мы относимся положительно. А вот к тем, кто ни за что не отвечает, а лишь принимает заявки на перевозки и затем продает их перевозчикам, — отрицательно. Такие диспетчеров на рынке пренебрежительно называют табуретками.
ГиД: Вячеслав Станиславович, вы сами лично вошли в состав созданного в прошлом году Межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной отрасли. Как вы оцениваете первые результаты работы МОЭС и какими видите его перспективы в плане решения накопившихся проблем отрасли?
Трунаев: Каюсь, несмотря на включение в состав Экспертного совета, мне пока еще ни разу не удалось вырваться на его заседания, которые проходят в Москве. Но я рассчитываю принять активное участие в работе ближайшего заседания в апреле.

Грузовики и дороги

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики