Разговоры об отмене транспортного налога ведутся в России уже десять лет. Впервые об этом заговорили в 2009 г., предполагалось, что выпадающие доходы будут покрыты за счет новых акцизов на бензин. Но акцизы ввели, а транспортный налог не отменили. Более того, ставки этого налога несколько раз пересматривались, и не в сторону понижения.
И вот тема снова в топе: о возможной отмене транспортного налога заявил губернатор Курской области. Реально ли это, и почему регионы не стремятся подхватывать инициативу, DK.RU рассказал Вячеслав Трунаев, президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков:
— Недавно информагентства сообщили удивительную новость — избранный губернатором Курской области Роман Старовойт на церемонии вступления в должность заявил о намерении снизить ставки транспортного налога в регионе и инициировать законопроект о полной отмене этого налога. Он считает, что «для справедливости достаточно будет акцизного сбора на топливо».
Чудеса, да и только! Транспортный налог целиком поступает в бюджеты субъектов федерации, и еще ни один губернатор от этих доходов добровольно не отказывался. Но самое поразительное то, что с такой инициативой выступил именно Роман Старовойт. Ведь ранее как руководитель Росавтодора он резко критиковал инициативы об отмене транспортного налога, с которыми выступали депутаты Госдумы.
Что случилось с господином Старовойтом? Почему он так круто изменил свою позицию? Об этом остается только гадать. В любом случае, очень рад, что новый губернатор привлек внимание общественности к этому вопросу. Будем считать его своим союзником в борьбе за полную отмену транспортного налога. С нетерпением ждем обещанного им законопроекта.
Наша ассоциация неоднократно высказывалась за отмену этого налога. Например, полтора года назад мы направили президенту, правительству и Госдуме обращение с предложением отменить транспортный налог. Ответы были уклончивыми по форме (мол, ставки налога устанавливают регионы, к ним и обращайтесь), а по сути — отрицательными.
За отмену транспортного налога выступали и другие ассоциации перевозчиков, и Федерация автовладельцев России. От различных партий в Госдуму также периодически поступают законопроекты об отмене налога. Только в 2017 г. поступило пять таких предложений. Но все они отклоняются депутатским большинством. Аргумент — отмена налога лишит регионы доходов, у них не будет средств на ремонт дорог.
Конечно, поступления от транспортного налога очень важны для регионов. Например, в бюджет Новосибирской области в 2017 г. от этого налога поступило 1,8 млрд руб. Если посмотреть на страну в целом, то в консолидированные бюджеты субъектов федерации от этого налога в 2018 г. поступило 161,2 млрд руб. Из них 29,2 млрд руб. заплатили организации и 132 млрд руб. — физические лица.
Да, отмена налога — это выпадающие доходы. И ни один регион добровольно от них не откажется. Как справедливо отметил Роман Старовойт, решение об отмене транспортного налога «может быть принято только на федеральном уровне». Для принятия такого решения нужна политическая воля.
Выпадающие доходы регионам необходимо компенсировать за счет увеличения бюджетных трансфертов. Ресурсы для этого есть — профицит федерального бюджета за 2018 г. превышает 2,7 трлн руб.
Такое решение, по сути, уравняет в правах жителей разных регионов страны. Сейчас в одних регионах ставки налога подняты до максимальной планки, а других находятся на минимальном, базовом уровне.
У транспортного налога очень низкая собираемость, она не превышает 70%. На первое января 2019 г. только по Новосибирской области задолженность по транспортному налогу составляла 2 млрд руб.
С акцизом на ГСМ проще — у него собираемость стопроцентная. Акцизные сборы за ГСМ уже приносят дорожным фондам намного больше денег, чем транспортный налог. Например, в бюджет Новосибирской области в 2017 г. от них поступило 5,6 млрд руб. (напомню, от транспортного налога — всего 1,8 млрд руб.). Каждый год правительство повышает акцизы и, думаю, что суммы, собираемые в результате этого повышения, значительно перекрывают объем транспортного налога.
Логика тех, кто требует отмены транспортного налога, проста — почему автовладельцы должны платить в дорожный фонд дважды: в виде транспортного налога и в виде акциза на ГСМ? Но, наверное, для того, чтобы признать очевидный факт двойного налогообложения, высокопоставленным чиновникам надо, как Роману Старовойту, сменить место работы.
Кстати, для владельцев транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, налогообложение и вовсе тройное — с них взимается еще и плата за возмещение вреда федеральным трассам.
После бурных протестов против системы «Платон» правительство пообещало перевозчикам поблажку — уменьшить оплату транспортного налога на сумму платежей в систему «Платон». Был принят соответствующий федеральный закон, перевозчики вздохнули спокойно. Но позже выяснилось, что право на налоговый вычет имеет только владелец транспортного средства. А многие транспортные компании арендуют часть транспортных средств у физических лиц (как правило, у самих себя, поскольку физлица — это сами же владельцы этих компаний).
Получается, что плату в систему «Платон» вносит компания, а права на налоговый вычет у нее нет. Но и физическое лицо-владелец транспортных средств, если оно не осуществляет перевозки самостоятельно, права на вычет не имеет. Малюсенькая проблема, решить ее можно быстро, внеся изменения в Налоговый кодекс. Но делать это никто не торопится.
Будем реалистами. Сейчас отмена транспортного налога выглядит фантастикой. Можно тешить себя тем, что даже президент Путин несколько лет назад высказался об этой идее благосклонно: «Нужно стремиться, чтобы все перевести в акциз. Нужно в этом направлении двигаться: сколько едешь, столько платишь». Но мы же видим, как это пожелание исполнено на практике. Никак.
И все-таки, когда-нибудь транспортный налог будет отменен. В этом я твердо убежден. Главное, чтобы общество и бизнес почаще напоминали чиновникам о своем требовании. И тогда вслед за курским губернатором «прозреют» и руководители других регионов. В общем, пример Романа Старовойта показывает — лёд тронулся!