Сегодня 23 декабря 2024

03.03.2016

Беды перевозчиков не исчерпываются одним лишь «Платоном». Государство обязало их с июля 2016 года использовать только цифровые устройства контроля режима труда и отдыха водителей. Самое время внимательно посмотреть на то, насколько этот режим соответствует здравому смыслу и интересам самих водителей и перевозчиков.

Уже два года все грузовые автомобили с разрешенной полной массой свыше 3,5 тонн и автобусы, в которых больше восьми мест, в нашей стране должны быть оснащены тахографом. Водитель обязан включать это устройство, как только заведет двигатель. Сейчас на большинстве автомобилей установлены аналоговые тахографы. Под крышку такого прибора водитель каждый день устанавливает пластиковый диск, расчерченный специальными шкалами.

В процессе работы тахографа игла самописца движется по поверхности диска, оставляя на нем след. Недобросовестные перевозчики быстро научили аналоговые тахографы показывать не реальный режим работы водителя, а «правильный». Поэтому правительство обязало транспортные компании до первого июля 2016 года заменить аналоговые тахографы цифровыми. Считается, что обмануть новые устройства перевозчики уже не смогут.

Замена аналогового тахографа на цифровой стоит примерно 50 тысяч рублей. На первый взгляд, сумма не большая. Но для компаний, в автопарке которых по сто-двести машин, расходы составят уже 5-10 миллионов рублей. Многие компании сейчас находятся в непростых финансовых условиях. Для них и такие расходы будут чувствительными.

Впрочем, дополнительные затраты перевозчиков — не тема этой статьи. Согласимся с тем, что безопасность на дорогах стоит любых денег. На мой взгляд, замена тахографов — хороший повод пристально посмотреть на сами нормы труда и отдыха водителей. Насколько они отвечают здравому смыслу?

Министерство транспорта России еще в 2004 году установило для водителей обязательный еженедельный непрерывный отдых продолжительностью не менее 42 часов. На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до 29 часов. На первый взгляд, хорошая норма. Из-за огромных расстояний в нашей стране междугородная перевозка грузов зачастую длится дольше недели, иногда до месяца. В долгой дороге у водителя должно быть время, чтобы отдохнуть, восстановить силы. Но если разобраться, то окажется, что в конкретных российских условиях непрерывный 29-часовой (и тем более 42-часовой) отдых зачастую приносит самому водителю больше вреда, чем пользы.

Вынужденное длительное безделье провоцирует водителя на употребление алкоголя. Кроме того, к стоящему автомобилю нередко начинают проявлять интерес криминальные элементы. В ряде случаев водителю просто негде остановить автомобиль кроме как на обочине — в малозаселенных районах Сибири недостаточно развита сеть придорожных стоянок для большегрузных автомобилей.

Конечно, для владельцев транспортных компаний затягивание сроков, а значит, и удорожание доставки грузов невыгодны. Но, поверьте, в любом случае они заинтересованы в соблюдении безопасности дорожного движения. Жизнь человека – и водителя, и других участников дорожного движения — важнее прибыли. Перевозчики не безумцы, чтобы заставлять водителя сутками не выпускать «баранку» из рук. Не лишним будет сказать, что стоимость груза и самой фуры, которые доверены дальнобойщику, исчисляются миллионами рублей. Соблюдение водителями режима труда и отдыха в интересах самих работодателей.

На практике во время дальнего рейса руководитель транспортной компании, как правило, сам требует от дальнобойщика выделять на сон не менее десяти часов (с 22.00 до 08.00 по местному времени). Обязательно делать днем два перерыва на отдых (на один час и на два часа). За рулем водители находятся не более 10-11 часов в сутки. И после такого длительного рейса отдыхают по два-три дня. То есть, фактически непрерывный отдых водителя после рейса
составляет 48-72 часа.

На мой взгляд, требование 29-часового (а тем более, 42-часового) непрерывного отдыха чрезмерно. В утвержденное Минтрансом РФ «Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» давно пора внести изменение. Разрешить, в виде исключения транспортным компаниям, занимающимся междугородными перевозками, предоставлять водителям непрерывный отдых не раз в неделю, а по окончании командировки. При этом, соответственно увеличить продолжительность такого отдыха. Например, до 60 часов.

Вячеслав Трунаев, президент Сибирской Ассоциации Автомобильных Перевозчиков

Деловой квартал 3 марта 2016 года

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики