09.03.2021

В регионах России в этом году вводятся весенние ограничения движения большегрузного транспорта по региональным и межмуниципальным дорогам. Подробнее о сроках действия «просушки» трасс, допустимых осевых нагрузках, особенностях ограничений в разных регионах страны — в материале «ДорИнфо», таблица ограничений по субъектам страны будет дополняться и корректироваться по мере поступления информации.
Весенние ограничения движения грузового транспорта — традиционная сезонная мера обеспечения сохранности автодорог в период их переувлажнения и снижения несущей способности конструктивных элементов трасс из-за снеготаяния и паводка.

В прошлом году ряд российских регионов отменил «просушку» дорог для поддержки грузоперевозчиков на фоне пандемии коронавируса. «Хорошо, что в прошлом году ряд регионов не стал вводить весенние ограничения. Конечно, это немного облегчило работу перевозчиков, особенно, если вспомнить, в какой тяжелейшей экономической ситуации они оказались в то время, в апреле-мае 2020 года. Многие столкнулись с резким, как минимум, на 30-40%, падением спроса, так что и без каких-либо ограничений, а просто из-за отсутствия спроса на перевозки на несколько месяцев на дорогах стало намного меньше автомобильного транспорта», — прокомментировал порталу «ДорИнфо» президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков (СААП) Вячеслав Трунаев.

В этом году субъекты страны с февраля сообщают о введении ограничений на проезд грузового транспорта для обеспечения сохранности дорог в весенний период. «Я за разумные ограничения. Мы должны сохранить дороги, многим из них весенняя «просушка» необходима просто потому, что они построены еще в советские годы и были рассчитаны на среднетоннажные грузовики типа ЗИЛ-130, а не на современные 20-тонные автопоезда», — отмечает президент СААП.

Ключевые данные о весенних ограничениях — сроки действия и допустимые осевые нагрузки для беспрепятственного проезда в это время (если нагрузки транспортного средства превышают допустимые, то для проезда необходим спецпропуск). И сроки ограничений, и допустимые нагрузки регионы устанавливают самостоятельно каждый год, в идеале — ориентируясь на природно-климатические особенности местности, на прохождение зимы и весеннего половодья, на состояние дорожной сети.

«Хотелось бы, чтобы к введению временных ограничений власти подходили более обдуманно. Во-первых, вызывает удивление, что ряд регионов на весенний период допустимую нагрузку на ось ограничивает 5 тоннами в то время как у современных тягачей, даже не груженных, нагрузка на переднюю ось – 5,2-5,3 тонны. Возникает абсурдная ситуация, когда даже не груженное транспортное средство не имеет права выехать за ворота автобазы, чтобы, например, добраться до сервисного центра. Во-вторых, не все регионы дифференцируют весенние ограничения в зависимости от климатических зон. А ведь в одно и то же время в одних районах области дороги могут уже просохнуть, а в других только начинают оттаивать. Чтобы понять реальные сроки оттаивания и ослабления дорожного основания, надо устанавливать термодатчики. В общем, говорить об оптимальных сроках закрытия дорог можно будет после того, когда власти наконец-то займутся их диагностикой», — пояснил Вячеслав Трунаев.

Отметим, что в последние годы некоторые регионы, особенно северные, действительно начинают делить территорию и вводить ограничения в разное время в разных районах. Например, несколько периодов «просушки» дорог в этом году предусмотрели Ленинградская область, Республика Карелия, Республика Коми и др.

Есть и другие особенности ограничений в разных регионах страны. Например, Новосибирская область первой в России предусмотрела транспортные коридоры для грузовиков в период ограничений. «Федеральные трассы уже несколько лет не закрывают на «просушку», по ним грузы идут беспрепятственно (с 2018 года весенние ограничения на федеральных дорогах отменены — прим.ред.). Но у некоторых городов, таких как, например, Новосибирск и Кемерово, по отдельным направлениям нет объездных дорог. Грузовикам приходится заезжать на дороги регионального, межмуниципального, местного значения, на которых действуют временные ограничения движения. И нет никакой возможности объехать эти закрытые участки. В 2019 году в Новосибирской области впервые в России в порядке эксперимента по инициативе Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков на время весенних ограничений власти организовали транспортный коридор для транзитных грузовиков. Эксперимент прошел успешно: и грузы доставлены, и дороги остались целы. В 2020 году транспортный коридор продолжил работать. Перевозчики благодарны Правительству Новосибирской области за принятое решение. Надеюсь, что такой коридор появится в Новосибирске и в этом году, а сама инициатива послужит примером для других городов», — рассказал президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков.
Добавим, весенние ограничения не распространяются на некоторые виды перевозок, например, на пассажирские автобусные перевозки, в том числе международные, на доставку продуктов, лекарственных препаратов, семян, топлива, удобрений, почты, животных, грузов для устранения и (или) предупреждения ЧС, на транспортировку дорожно-строительной техники и дорожно-строительных материалов, на военные машины и проч. От региона к региону перечень автомобильных перевозок, которых сезонные ограничения не касаются, может варьироваться с небольшими изменениями — где-то допускается транспортировка угля, где-то отходов, где-то сельскохозяйственной техники.

Доринфо

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики