03.12.2018

Мы тут недавно опубликовали новость о том, что в Калининградской области с 2019-го года для пользователей системы «Платон» могут отменить льготы по транспортному налогу. Сразу опубликовали — и лишь затем задумались: «А почему только в Калининградской области?..» Получается, что правительство одного региона по своему разумению и собственной волей отменило документ, который в свое время подписал Президент? А может, вычетом по транспортному налогу с нового года не смогут воспользоваться перевозчики по всей стране?..

Возможность вычесть из транспортного налога сумму, уплаченную за проезд по федеральным трассам, зарегистрированные в системе «Платон» владельцы «12-тонников и тяжелее» получили в 2016-м году.

Вернее, в 2016-м году вступил в силу соответствующий Федеральный закон (№249 от 03.07.2016), а получить возврат денежных средств физические лица смогли за период, начинающийся первым январем 2015-го года, юридические лица — за период, начинающийся первым январем 2016-го года.

Льгота действует и сейчас: пользователи «Платона» платят транспортный налог в размере, уменьшенном на сумму внесенных дорожных сборов, или не платят вовсе, если сумма уплаченных сборов его превышает.

Вот только введена она была действительно временно, до 1-го января 2019-го года. С 1-го января 2019-го года все возвращается на «круги своя»: владельцы большегрузов будут платить и транспортный налог, и за проезд по федеральным трассам.

По крайней мере, какого-нибудь законопроекта, который бы продлевал льготный период, пока не наблюдается.

По крайней мере, никто на данный момент о нем прилюдно не «заикался».

По крайней мере, мы не нашли его ни среди внесенных на рассмотрение в Государственную Думу, ни среди «отданных» на одобрение Правительства, ни среди предложенных к публичному обсуждению и отправленных на антикоррупционную экспертизу.

Можно подумать, что об этом просто забыли. Но точнее будет сказать: не захотели вспоминать…

Ведь зачем теперь вычет?
В принципе, понять причины такого «забвения» вполне можно.

Тогда, в 2016-м году, льготы по транспортному налогу вводились в условиях недовольства дальнобойщиков и на фоне повторяющихся забастовок. Нужно было хоть как-то снизить градус протеста и предоставить перевозчикам хоть какие-то выгоды от регистрации в системе.

Сейчас же, после 8-го июля, Ространснадзор «придумал» другие стимулы — куда как более действенные. Если до 8-го июля штрафы начислялись лишь тем, кто зарегистрирован в системе, то после 8-го июля «письма счастья» начали приходить всем без исключения владельцам большегрузов, бесплатно проехавшим под «рамками».

В итоге, регистрация в «Платоне» каждый месяц бьет рекорды. Согласно последнему отчету оператора системы, за месяц к ней присоединилось 14 тыс. пользователей и 24,5 тыс. грузовых автомобилей.

Для сравнения: до ужесточения контроля в системе регистрировалось около 7 тыс. перевозчиков в месяц, а наилучшим показателем для транспортных средств была регистрация 13 698 большегрузов.

Сейчас, кстати, под «Платоном» уже ездит почти 1,1 млн. автомобилей, в то время как, по подсчетам маркетингового агентства Russian Automotive Market Research, в стране в 2017-м году всего числилось порядка 1,6 млн. грузовиков даже не от 12, а от 6 тонн.

Спрашивается: и зачем в таком случае предусматривать для перевозчиков какие-то там поблажки? И зачем сознательно уменьшать доходы в бюджет в ситуации, когда под страхом штрафов к системе в скором времени присоединятся все, кто должен к ней присоединиться?..

Тем более что многострадальные региональные бюджеты (а транспортный налог — это региональный налог) и без того регулярно недосчитываются средств и по состоянию на сентябрь 2018-го года задолжали федерации более 2 трлн. рублей.

С 1-го января 2019-го года они, напомним, лишатся поступлений в виде налога на движимое имущество (он отменяется).

Для примера: Татарстан потеряет порядка 10 млрд. рублей. В то время как дорожный фонд региона в этом году, для сравнения, составил около 24 млрд. рублей.

Кроме того, вместе с уменьшением ставки акциза на топливо с 1-го июня и отказом от запланированного повышения с 1-го июля у регионов, чей основной «дорожный» доход — это как раз таки акцизы, уже «отняли» более 100 млрд. рублей.

Недостачу им, конечно, компенсировали. Но, во-первых, из-за значительного роста цен на топливо (с начала года бензин подорожал на 9,3%, дизельное топливо — на 14%) бюджетные расходы все равно увеличились. А во-вторых, компенсацию взяли ведь не с небес: той суммы, которую получил региональный фонд, лишился федеральный.
Ради справедливости стоит, конечно, сказать, что вычет по транспортному налогу регионам тоже компенсируют. Правда, схема компенсации там какая-то странная: не соразмерно сумме внесенных перевозчиками и «отданных» им обратно рублей, а пропорционально количеству зарегистрированных от каждого региона автомобилей.

Так, в Калининградской области уже подсчитали, что с отменой вычета бюджет получит транспортного налога на 7,2% больше.

И можно было бы подумать, что цифра 7 не так уж и велика, если бы не тот факт, что транспортный налог — это прямой дорожный налог, и не та амбициозная цель, которая постоянно «маячит» перед Правительством, — довести региональные дороги до нормативного состояния.

Чтобы понять, насколько это амбициозная задача, достаточно представить себе темпы обновления: на начало года доля региональных дорог, соответствующих стандартам, составляла 43%, к концу года она должна увеличиться до 43,6%. При этом задача стоит: через шесть лет, к 2024-му году, каким-то образом добраться по этому показателю до 50%.

В общем, в таких условиях слишком это непозволительная роскошь — делать подарки перевозчикам. Для дорожного бюджета (очень хочется верить, что это означает и для дорог тоже) полезнее получать поступления и от транспортного налога, и из дорожных сборов, сумма которых без компенсации регионам налогового вычета, естественно, станет больше.

Тут как-то сбивает с толку другое…
А именно: молчание по поводу того, что с 1-го января 2019-го года пользователи «Платона» лишаются права вычета по транспортному налогу.
Об этом не предупреждает во всеуслышание ФНС, не «заикаются» транспортные союзы и ассоциации…

Можно было бы даже подумать, что ничего не меняется и льгота на самом деле продлевается.

Вот только Калининградская область уже предусмотрела в бюджете на будущий год увеличение доходов из-за отсутствия вычета.

Управление ФНС по Нижегородской области тоже «разродилось» объявлением на тему.

В Костромской области обсудили соответствующие изменения в законодательстве.

СМИ Ставропольского края успели предупредить перевозчиков.

Странно, конечно, что столь важные сообщения исходят выборочно из регионов, если льгота вводилась не нормативными актами субъектов, а федеральным законом.

Впрочем, если подумать, не так уж это и странно: зачем раньше времени «будить лихо»?..

Транс ру

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики