Сегодня 23 декабря 2024

16.05.2018

Сегодня, 16 мая 2018 г., в рамках Сибирского транспортного форума прошел круглый стол «Проблемы и задачи весогабаритного контроля в современных условиях».  Сибирские перевозчики приняли активное участие в мероприятии. С докладом на круглом столе выступил выступил президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков (СААП) Вячеслав Трунаев:

 

— Сейчас в нашей стране готовится кардинальная перестройка системы весового контроля. Через несколько лет главную роль в выявлении нарушителей будут играть автоматические системы весового контроля. В принципе, это правильно. У автоматических систем взвешивания есть несомненные преимущества: они работают круглосуточно, исключается «человеческий фактор».

 

Но, как говорится, дьявол кроется в деталях. Мы неоднократно говорили о том, что в том виде, как сейчас предполагается реализовать эту идею, она принесет больше вреда, чем пользы. Хочется воспользоваться сегодняшней встречей, чтобы в столь представительной аудитории мы вместе еще раз взвесили все плюсы и минусы принимаемого решения.

 

Коротко напомню несколько наших замечаний.

 

Во-первых, мы считаем, что динамические весы должны использоваться только для предселекции, а окончательное решение о перегрузе должно приниматься по результатам контрольного взвешивания на статических весах, которые должны быть в составе каждого поста автоматической системы весового контроля.

 

Во-вторых, в состав комплекса необходимо включать информационные табло, с помощью которых водитель будет оперативно предупреждаться о выявленном перегрузе.

 

Хочу отметить, что в опубликованном вчера приказе Минтранса о новом порядке весового контроля уже сказано, что в состав АПВГК должны входить технические средства, с использованием которых осуществляется информирование водителя и (или) собственника транспортного средства о превышении допустимых весовых параметров транспортного средства. Но в каком виде на практике будет осуществляться информирование пока непонятно.

 

В-третьих, должен быть снижен размер штрафов за незначительный перегруз.

 

В-четвертых, необходим тестовый период работы автоматической системы весового контроля.

 

А сейчас позвольте подробнее рассказать об этих и других предложениях.

 

Но начать я хотел бы с небольшого примера о том, как сотрудники ГИБДД выявляют нетрезвых водителей. Останавливают автомобиль, присматриваются к состоянию водителя: нет ли покраснений на коже, нарушений речи, запаха алкоголя. Если что-то вызывает подозрения, предлагают дунуть в трубочку алкотестера. У водителя, если он не согласен с показаниями алкотестера, есть право пройти медицинское освидетельствование в больнице. Вот пример нормальной, многоступенчатой системы выявления нарушителя.

 

 

В случае с весовым контролем нам предлагают систему, в которой на дороге вас могут признать, условно говоря, «нетрезвым» просто потому, что сотруднику ГИБДД показалось, что от вас пахнет алкоголем, и при этом нет возможности пройти «медицинское освидетельствование» в больнице. На наш взгляд, это неправильно. И опыт развитых стран показывает, что там в состав АСВГК обязательно входят стационарные весы.

 

Опыт США и других стран

 

Как устроена система автоматического весового контроля, например, в США? Там 15 тысяч автоматических комплексов весового контроля. Как правило, в состав каждого входит оборудование для предселекции, для взвешивания на низкой скорости и для контрольного перевешивания на стационарных весах.

 

 

В интернете можно посмотреть видео, которое снял один из российских водителей, работающий сейчас в Европе. Он показывает дорогу в Австрии. Для грузовых автомобилей предусмотрен съезд на низкоскоростной участок, где происходит взвешивание на автоматических весах и, если все нормально, то загорается зеленый свет, если перегруз, то горит красный свет и стрелка на светофоре показывает, что надо свернуть на площадку, где стоят статические весы. На них проходит контрольное взвешивание. На каждом пункте автоматического взвешивания находятся, как минимум, несколько стационарных весов (в США на ряде пунктов до восьми стационарных весов).

 

Когда мы говорим, что в составе АСВГК должны быть стационарные весы для контрольного взвешивания, коллеги из Росавтодора обычно усмехаются: мол, знаем-знаем, для чего — чтобы иметь возможность договориться с весовщиком. Хочу еще раз обратить внимание коллег из Росавтодора — в США да и в других зарубежных странах стационарные весы на АСВГК — это тоже полностью автоматизированные весы. Не с кем договариваться! И у нас в России должно быть так же! Российские производители весов тоже подтверждают, что техническая возможность установки весов для статического взвешивания для работы в автоматическом режиме имеется и есть реальный опыт их эксплуатации на предприятиях РФ.

 

Мне очень приятно отметить, что эта наша идея поддержана Межотраслевым экспертным советом по развитию грузовой автомобильной и дорожной отрасли. По результатам заседания Совета в мае прошлого года Минтрансу России были направлены предложения по порядку внедрения АСВГК. В них, в частности, говорится о необходимости предусмотреть возможность оборудования стационарных постов для объективного контрольного измерения весовых параметров.

 

Тестовый режим работы системы

 

Прежде, чем запускать в действие систему штрафов по данным АСВГК, надо дать перевозчикам поработать в этой системе в тестовом режиме, как минимум, полгода. Перевозчики должны привыкнуть к этой системе, понять, как правильно проезжать через весы. Как сейчас реагируют многие водители, увидев дорожный знак, предупреждающий о том, что впереди автоматические весы? Начинают снижать скорость, начинают тормозить. В результате, нагрузка на переднюю ось увеличивается и в ряде случаев может возникнуть мнимый перегруз, который исчезнет, как только водитель опустит педаль тормоза. Специалисты говорят, что тормозить не надо, чем ровнее идет машина, тем лучше. Производители весов гарантируют точность измерений в интервале скоростей от 8 до 110 км в час. Но кто-то же должен водителям об этом рассказать. Вот почему, еще раз повторю, и нужен тестовый период.

 

Теперь хотелось бы сказать несколько слов о работе самого оборудования автоматических постов весового контроля. Просим зафиксировать наши предложения и внести их в качестве поправок в нормативные документы, регулирующие правила эксплуатации такого оборудования.

 

 

Давайте учтем «коэффициент Аксенова»

 

 

В 1989 году издательство «Машиностроение» выпустило в свет монографию «Многоосные автомобили». Ее автор — известный советский ученый Павел Аксенов в этой книге проанализировал различные типы транспортных средств и доказал, что при определении нагрузки на ось надо обязательно учитывать динамическую составляющую. Другими словами, он доказал, что при взвешивании стоящего автомобиля и движущегося весы покажут разную нагрузку на ось. По расчетам Аксенова, динамический коэффициент увеличивает нагрузку на ось.

 

Сейчас для АСВГК установлена предельная допустимая погрешность измерений нагрузки на ось — 11%.  Мы считаем, что надо учесть и динамический коэффициент — увеличить допустимую погрешность. Насколько – это вопрос для обсуждения специалистов.

 

 

Повысить требования к дорожному полотну

 

Одна из причин, по которым возникают проблемы с достоверностью измерений на динамических весах, это износ дорожного полотна в месте установки датчиков. На дороге появляются выбоины, трещины, колея, зимой – ледяной кочкарник. Неровности на дороге становятся причиной динамического удара по узкой полоске для взвешивания, встроенной в дорожное полотно. Как сохранить дорожное полотно в месте установки датчиков? На наш взгляд, выход один — делать большие железобетонные блоки, в которые уже встроены датчики для взвешивания. Такие блоки более устойчивы к износу, а значит, вероятность образования колеи и выбоин в месте установки датчиков будет снижена многократно.

 

 

Сократить межповерочный интервал

 

Межповерочный интервал автоматических весов определен ГОСТом. Проверять работу оборудования автоматических весов предписано раз в год. Ряд экспертов, в том числе и группа членов Научно-технического совета при Торгово-промышленной палате России рекомендует сократить интервал до полугода. Эксперты говорят, что желательно проводить поверку оборудования осенью-весной, например, в октябре и апреле. Стоит обратить внимание на опыт РЖД: на некоторых участках дорог поверки весового оборудования проходят вообще ежеквартально.

 

 

Нужны передвижные поверочные средства

 

Насколько нам известно, Росстандарт высказал предложение использовать для поверки автоматических весов специальное передвижное поверочное средство. Это должен быть своего рода эталон веса — прицеп, в котором лежат сертифицированные гири и можно воспроизвести любую необходимую нагрузку на ось. Думаю, производители оборудования скоро сертифицируют такой прицеп, и его можно будет использовать для поверки автоматических весов. Разумеется, проводить поверку и выдавать заключение должна государственная структура, например, региональный Центр стандартизации и метрологии. На наш взгляд, такое оборудование должно использоваться для поверки весов не только в утвержденные ГОСТом интервалы, но и внепланово, например, по инициативе общественных организаций перевозчиков.

 

Пилотный проект

 

 

Завершая свое выступление, хочу сказать еще об одном предложении нашей ассоциации. Мы предлагаем реализовать в Новосибирской области пилотный проект — создать хотя бы один комплекс АСВГК, в составе которого, как и за рубежом, будут весы предселекции, оборудование для взвешивания на низкой скорости и статические весы для контрольного взвешивания.

 

 

Важно, чтобы статические весы в составе такого АСВГК работали именно в автоматическом режиме. Роль человека возле таких весов должна заключаться лишь в их охране, очистке от снега, грязи. Но человек ни в коем случае не должен иметь доступ к управлению оборудованием.

 

 

Разумеется, такой комплекс будет дороже. Но давайте вспомним, что по данным Минтранса ежегодный ущерб дорогам общего пользования составляет триллионы рублей. Экономить на комплектации АСВГК — это все равно, что экономить на спичках. Слабые АСВГК не предотвратят разрушение дорог. Недобросовестный перевозчик заплатит, условно говоря, миллион рублей штрафов, а дорожного полотна разобьет на сотни миллионов. Добросовестные перевозчики двумя руками за то, чтобы дороги были в хорошем состоянии. Поэтому считаем, что если ставить АСВГК, то ставить полноценные комплексы. Именно они могут предотвратить разрушение дорог, станут действенным инструментом профилактики правонарушений, связанным с перегрузом транспортных средств.

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики