Такое решение будет принято после того, как продажи компании в России достигнут 5000 шт. в год, рассказал газете «Ведомости» директор по продажам и развитию «Хино моторс сэйлс» Юрий Зорин. На этот объем Hino рассчитывает выйти к 2016 г. В 2012 г. японская компания, глобальные продажи которой составляют около 140 000 грузовиков в год, продала на российском рынке около 2000 шт. (+50%), в 2013 г. планирует реализовать 2400 шт., приводит данные Зорин.
План на 2013 г. был 3000 машин, но цифру пришлось скорректировать из-за общего сокращения рынка коммерческой техники в России (см. график), который в 2013 г. может снизиться на 10%, рассказывает Зорин. Замедляются темпы экономического роста, осенью 2012 г. был введен утилизационный сбор на автомобили (базовая ставка для грузовиков — 150 000 руб. — «Ведомости»), что привело к удорожанию импорта, перечисляет собеседник «Ведомостей». Во втором полугодии он ждет роста продаж благодаря эффекту отложенного спроса (покупатели привыкли к новым ценам), а фундаментальные причины для роста рынка появятся в 2014-2015 гг.
Hino может создать в России и собственное производство самостоятельно или в партнерстве по аналогии с СП «Соллерса» с японской Isuzu, рассказал Зорин. Но компания пока искала партнеров и не выбрала регион, добавляет он: возможно, это будут даже два завода — на Дальнем Востоке для выпуска среднетоннажных грузовиков и в центральной части страны — для производства малотоннажной техники. Если завод будет, то его проектная мощность составит около 5000 шт. в год, в перспективе — до 20 000 шт., замечает он. Это будет только производство полного цикла — из-за взимания утилизационного сбора крупноузловая сборка невыгодна. Продавать 20 000 шт. автомобилей в год Hino сможет благодаря локализации, диверсифицированному модельному ряду (LCV, мало- и среднетоннажные грузовики, самосвалы), а также реализации крупных инфраструктурных проектов (например, чемпионату мира по футболу), перечисляет Зорин.
Основной конкурент Hino в России — Hyundai. По данным Ассоциации европейского бизнеса, по итогам 2012 г. корейская компания лидирует на российском рынке в сегменте грузовиков массой 6-16 т (4208 шт.), Hino находится на третьем месте (1779 шт.) после Mitsubishi-Fuso (2026 шт.).
Hyundai помимо импорта планирует развивать локальный выпуск в партнерстве с калининградским «Автотором», рассказал заместитель гендиректора «Hyundai комтранс рус» Дмитрий Токарев. Решение об организации выпуска грузовиков Hyundai на московском ЗиЛе пока не принято, добавляет он.
Интерес к локализации оправдан из-за высоких ввозных пошлин и утилизационного сбора, объясняет аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Инвестиции в производство полного цикла мощностью до 20 000 грузовиков в год могут составить около $100 млн, подсчитал он. Hino было бы проще реализовать проект в России, когда заключались соглашения о промсборке, дающие льготы на ввоз комплектующих, говорит Беспалов. Теперь такие соглашения уже не заключаются, но Hino может найти партнера, имеющего льготы, добавляет Беспалов.