Ответьте, пожалуйста, насколько правомерны требования грузоотправителя о включении в договор об организации перевозок грузов условия о том, что перевозчик должен будет компенсировать расходы понесенные грузоотправителем в случае привлечения грузоотправителя к административной ответственности за осевой перегруз по части 10 статьи 12.21.1 КОАП РФ.
Законно ли такое условие договора?
ОТВЕТ:
Для ответа на заданный вопрос необходимо знать содержание договора. В частности необходимо учитывать, каким образом распределены обязанности по погрузке груза в транспортное средство между сторонами договора.
С июня 2015 года ГК РФ дополнился статьей 406.1 «Возмещение потерь, возникших в случае наступления определенных в договоре обстоятельств». В соответствии с ней, стороны обязательства, действуя при осуществлении ими предпринимательской деятельности, могут своим соглашением предусмотреть обязанность одной стороны возместить имущественные потери другой стороны, возникшие в случае наступления определенных в таком соглашении обстоятельств и не связанные с нарушением обязательства его стороной (потери, вызванные невозможностью исполнения обязательства, предъявлением требований третьими лицами или органами государственной власти к стороне или к третьему лицу, указанному в соглашении, и т.п.). Соглашением сторон должен быть определен размер возмещения таких потерь или порядок его определения.
Данная норма позволяет в договорном порядке перераспределять риски, связанные с исполнением обязательства. При этом потери должны быть вызваны событием, указанным в соглашении о возмещении потерь, и не должны быть связаны с нарушением обязательства его стороной.
По общему правилу, закрепленному в пункте 8 статьи 11 Устава автомобильного транспорта, погрузка груза в транспортное средство осуществляется грузоотправителем. Договором перевозки может устанавливаться иной порядок погрузки, включая обязанность перевозчика осуществить погрузку груза самостоятельно. Не исключен также и вариант привлечения третьих лиц для осуществления погрузки груза в транспортное средство.
В то же время Уставом автомобильного транспорта с 24.07.2015 введен запрет на превышение допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данный запрет распространяется на юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих погрузку груза в транспортное средство (пункт 12 статьи 11 Устава).
Из буквального прочтения нормы, установившей запрет, не следует, что он распространяется исключительно на сторону договора перевозки (грузоотправителя или перевозчика). Также не следует этого и из нормы КОАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение запрета, установленного Уставом.
Субъектом административного правонарушения по части 10 статьи 12.21.1 КОАП РФ является не грузоотправитель или перевозчик, а юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществившие погрузку груза в транспортное средство. Следовательно, для привлечения к ответственности грузоотправителя по части 10 статьи 12.21.1 КОАП РФ, административному органу необходимо будет установить факт того, что именно грузоотправитель осуществлял своими силами погрузку груза в данное транспортное средство.
Можно допустить случаи, при которых соглашение между грузоотправителем и перевозчиком о возмещении последним потерь грузоотправителя, вызванных уплатой им административного штрафа по части 10 статьи 12.21.1 КОАП РФ будет признаваться согласованным и подлежащим исполнению. Однако как представляется, такое будет возможно лишь при условии, что погрузка груза в транспортное средство будет осуществляться не грузоотправителем, а перевозчиком или третьим лицом, не являющимся стороной договора перевозки. В последнем случае, к перевозчику, возместившему потери грузоотправителя, перейдет право требования к третьему лицу, загрузившему транспортное средство, о возмещении убытков, в пределах суммы уплаченной перевозчиком грузоотправителю (хотя и у самого грузоотправителя будет иметься очевидная возможность избежать привлечения к административной ответственности, представив административному органу доказательства того, что погрузка груза в транспортное средство была осуществлена не им, а указанным третьим лицом).
В том случае, когда погрузку груза в транспортное средство осуществляет сам грузоотправитель, он обязан учитывать требования Закона (Устава), установившего запрет на превышение допустимой массы (в т. ч. и осевой) лицом, производящим погрузку груза. Грузоотправитель (производящий погрузку) должен предпринимать все необходимые и достаточные меры для соблюдения требований Закона. При игнорировании грузоотправителем данного ограничения, действия грузоотправителя, обращающегося к перевозчику за возмещением потерь, возникших вследствие уплаты им административного штрафа за осевой перегруз (по части 10 статьи 12.21.1 КОАП РФ), можно расценивать как злоупотребление своим правом, что в свою очередь должно повлечь отказ в его защите (пункт 4 статьи 1 и пункт 2 статьи 10 ГК РФ).
Если договором перевозки установлена обязанность грузоотправителя по недопущению превышения допустимых значений веса транспортного средства (включая нагрузку на ось), то превышение допустимых значений будет являться нарушением договорного обязательства его стороной и к таким случаям не может быть применено соглашение о возмещении потерь (названное в вопросе).
Подводя итог, можно отметить, что условия договора, которыми устанавливаются обязанности стороны возместить имущественные потери другой стороны, могут квалифицироваться как соглашение о возмещении потерь, что не противоречит действующему законодательству.
От согласованности существенных условий такого соглашения, от их однозначной определенности, зависит вопрос о том, будет ли это соглашение считаться заключенным.
При злоупотреблении правом со стороны лица, в чью пользу заключено соглашение о возмещении потерь, данное лицо лишается возможности получить такое возмещение.
Михаил Кичигин, юридическая компания «Авторитет» www.avtoritet-54.ru