В понедельник, 31-го января, на рассмотрение Государственной Думы внесли законопроект, который готовили еще с 2018-го года. Документ передает все полномочия по весогабаритному контролю Ространснадзору. Предполагается, что с 1-го января 2023-го года сотрудники МВД (а вернее — ГИБДД), в принципе, не смогут штрафовать перевозчиков за несоблюдение весовых и габаритных параметров транспортных средств.
Отметим: на данный момент полномочиями по администрированию нарушений весогабаритных параметров наделены три ведомства, однако только одно из них — МВД — имеет право штрафовать всех перевозчиков (как иностранных, так и местных) по данным со всех без исключения постов.
Таможенные органы отвечают за международные перевозки и лишены доступа к автоматической базе данных. Ространснадзор же может штрафовать всех перевозчиков, но тоже за исключением автоматических постов.
При этом сейчас в стране развивается именно автоматическая система весогабаритного контроля. Так, например, на региональных дорогах на данный момент уже функционирует 270 комплексов, к концу 2024-го года их число должно вырасти как минимум до 366. На федеральных трассах к этому же времени планируют ввести 235 «рамок», а к концу 2030-го года — 417.
Таким образом, основная нагрузка по администрированию весогабаритных нарушений придется именно МВД. В то время как в ведомстве отмечают, что «функции по администрированию нарушений весогабаритных параметров транспортных средств не свойственны сотрудникам подразделений МВД России», и подчеркивают свою и без того высокую загруженность.
В свою очередь, высокая загруженность МВД ослабляет действительную эффективность весогабаритного контроля.
Внесенный же в Государственную Думу законопроект предлагает полностью избавить МВД от весогабаритных полномочий и передать их Ространснадзору с тем, чтобы Ространснадзор смог выносить перевозчикам штрафы со всех постов — мобильных, обычных стационарных и автоматических. Предполагается, что такая норма вступит в силу с 1-го января 2023-го года.
При этом в пояснительной записке к документу подчеркивается, что до конца 2024-го года штат сотрудников ведомства даже при расширении полномочий не будет увеличиваться и только после 2024-го года он начнет расти.
Кроме того, авторы законопроекта не исключают, что в последующем часть полномочий по весогабаритному контролю может перейти непосредственно к регионам. Для этого в редакции нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) нарушения в области сохранности автомобильных дорог планируют выделить в отдельную главу.
«С учетом данных изменений будет реализована возможность передачи федеральным органом исполнительной власти (Ространснадзором) части своих полномочий органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации», — говорится в пояснительной записке. Правда, только «в случае готовности конкретного субъекта Российской Федерации осуществлять данные полномочия», подчеркивается в документе.
Кстати, такое разделение весогабаритных полномочий между Ространснадзором и региональными органами власти, когда первый будет отвечать за контроль на федеральных трассах, а другие — на всех остальных дорогах, предлагали еще в 2019-м году. Однако тогда многие регионы сами выступили против подобной инициативы.
Они отмечали, что, во-первых, дополнительные полномочия потребуют расширения и, соответственно, увеличения финансирования административного аппарата, а во-вторых, использование таких полномочий на практике будет возможно только при условии, если представителей исполнительной власти субъектов РФ наделят правом останавливать для досмотра транспортные средства, иначе им все равно придется прибегать к помощи Ространснадзора или МВД.
В принципе, выведение в новом КоАП нарушений в области сохранности автомобильных дорог из главы, касающейся безопасности дорожного движения, в отдельную главу должно решить последние разногласия.