Татьяна Зыкова
«Российская газета» — Центральный выпуск №4761 от 30 сентября 2008 г.
Переход автомобилей на хорошее топливо откладывается на неопределенное время
Правительство приостанавливает введение «бензинового» техрегламента, обязывающего с 1 января 2009 года производить хорошее моторное топливо по экологическим стандартам не ниже «Евро-3». Нефтяники объясняют такую отсрочку дороговизной модернизации НПЗ.
Правительство поручило нескольким профильным ведомствам до 1 декабря внести соответствующие поправки в техрегламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». Эксперты считают, что тем самым введение документа заморожено на неопределенное время.
Напомним, что топливный регламент предусматривал запрет производства топлива стандарта «Евро-2» с 1 января 2009 года, стандарта «Евро-3» — с 2010 года и стандарта «Евро-4» — с 2012 года. А с 2012 года планировалось, что в России вообще нельзя будет производить керосины и бензины марок Аи-80 и Аи-92. Против введения стандартов выступали в основном нефтяники. Они заявляли, что переустройство НПЗ на производство бензинов стандарта «Евро-3» в столь короткие сроки, во-первых, «физически невозможно», а во-вторых — потянет за собой рост цен. Строительство новой установки на НПЗ занимает в лучшем случае 6-7 лет. При этом общие затраты на переоснащение НПЗ составляют минимум 25 млрд долларов.
Теперь, по версии источников «РГ», одна из главных причин «заморозки» техрегламента состоит в том, что неминуемое подорожание бензина идет вразрез с государственной политикой по борьбе с ростом цен на топливо. Отсрочка вызвана еще и тем, что пока неясно, как заставить НПЗ производить качественное топливо. Предполагалось, что на высокосортное топливо в России будут снижены ставки акцизов, а на низкосортное — повышены. Однако в проект поправок в Налоговый кодекс дифференциация акцизов не вошла.
Ситуацию осложняет то, что в России с начала этого года все автозаводы обязаны выпускать автомобили с двигателями класса не ниже «Евро-3». Соответствующий технический регламент никто не отменял. А значит, заправлять такие автомобили следует топливом не ниже «Евро-3», что закреплено в инструкциях по их эксплуатации. Невыполнение этого условия, по словам специалистов, может привести к неполадкам и поломкам в двигателях. Кстати, сегодня 60,5 процента производимого в России автомобильного топлива представлено маркой «Евро-2». Как «разрулится» эта коллизия, видимо, станет известно 1 декабря, когда ведомства представят свои поправки в «бензиновый» техрегламент.