Сегодня 20 июня 2024

13.05.2022

В условиях жесткого экономического давления на Россию (введено 10 тыс. санкций!) владельцы коммерческих автомобилей находят новые способы минимизации затрат на поддержание подвижного состава в рабочем состоянии, пишет издание 5koleso.ru.

Из множества способов бюджетного ремонта грузовых автомобилей один из самых популярных — использование узлов, агрегатов и отдельных деталей с грузовых разборок. Большинство таких «клондайков» предлагают подержанные запчасти, в основном, с аварийных автомобилей. Чаще всего это перевертыши, машины со смятой кабиной, скрученной рамой, гнутыми осями. Встречаются и грузовики с неисправным двигателем или коробкой передач.

Предлагаемые «железки» включают с десяток марок от членов Большой европейской семерки до КАМАЗа и МАЗа. Представительство EU7 — это DAF, MAN, Mercedes-Benz, IVECO, Renault Trucks, Scania, Volvo Trucks. В Центральной России очень редко встречаются грузовые разборки, специализирующиеся на деталях от японских, корейских, китайских большегрузов — их поиск нужно вести в Сибири и на Дальнем Востоке. А вот «американцы» в наличии есть, особенно в Северо-Западном регионе. Самые ходовые агрегаты от «европейцев» — кабины (как в виде голого железа, так и в сборе), двигатели и отдельно головки блока цилиндров, механические и автоматические коробки передач. В качестве товара предлагаются диски и колеса в сборе, стекла, двери кабины, передние бампера, форсунки, бортовая электрика, АКБ и все, что имеет хоть какую-то ценность, включая болты и метизы.

Что пользуется спросом на грузовой разборке? Буквально всё! В перечне ходовой мелочевки — шланг ГУРа, стремянка, уплотнитель двери, реактивная тяга, армированный шланг осушителя. Всегда востребованы головная оптика, задние фонари, бампера, турбины, теплообменники и т. д. Даже тормозные диски и колодки с пробегом — и те востребованы. Если учесть, что многие частные перевозчики на фирменный сервис ездят только в случае крайней необходимости, то выгода от ремонта с использованием б/у деталей становится очевидной.

Большие разборки представляют собой многоярусные склады под открытым небом. На них клиенты имеют прямой доступ на склад, а демонтаж нужных «железок» осуществляется прямо с бэушного автомобиля или того, что от него осталось. Постоянных клиентов продавцы нередко радуют скидками, а для новичков предусмотрена и оплата в рассрочку. Деньги берут как налом, так и безналом, причем во втором случае оплату можно произвести дистанционно, без приезда в офис компании. Авторитетные грузовые разборки предоставляют сервис доставки до транспортной компании или указанного клиентом адреса. При этом широко практикуется срочная доставка со сроком выполнения заказа в течение 24 часов. Есть и такой вид услуг, как возврат деталей поставщику в течение 30 дней с момента покупки.

В чем, собственно, выигрыш от обращения в грузовую разборку? В экономии денежных средств и времени на восстановительный ремонт. Представьте себе, что автомобиль сломался во время рейса на маршруте, где дилерских центров и магазинов грузовых запчастей поблизости нет. Водителю некогда ждать, когда появится возможность приобрести новый оригинал — он согласится и на б/у деталь, лишь бы поскорее возобновить движение.

Разница между новой деталью от официального дилера или из магазина фирменных запчастей и аналогом от грузовой бэушки может составлять от 50 до 70 %. А в нынешних условиях на первый план выступает доступность деталей как таковая.
Несколько примеров. Сейчас негде взять каркас кабины с Mercedes-Benz Actros первого поколения (1996–2002 гг.), а на разборке можно найти снятый с европейского тягача родной «скелет» за 100 тыс. руб. Столько же стоит основание «скворечника» раннего IVECO Stralis (2002–2007 гг.), а в первой комплектности ценник составит уже 250 тыс. руб. — мелочь в сравнении с ценой кабины нового поколения (она в четыре раза дороже). Кабина Volvo FH12 (1993–2001 гг.) первой комплектности на разборке потянет на 150 тыс. руб. Чем новее грузовик — тем дороже предложение. Скажем, кабина «Скамейки» Scania 4 Series (1995–2004 гг.) первой комплектности доступна за 250 тыс. руб., MAN TGX (2007–2012 гг.) — 300 тыс. руб., DAF XF106 (2017–2021 гг.) — 850 тыс. руб.

Всё богатство грузовых разборок обычно собрано в группы: компоненты для ТО, детали интерьера кабины, кузовные элементы. Крупные и ёмкие разделы — двигатель, коробка передач, рулевое управление, ходовая часть и подвеска. Отдельно позиционируются системы впуска и выпуска, отопления и кондиционирования, охлаждения, тормозов и подачи топлива. Сгруппированы по тематике электрооборудование, кронштейны и элементы крепления, дополнительное оборудование. Выгода от покупки таких деталей по сравнению с новыми аналогами может составлять от половины до двух третей стоимости и больше — в зависимости от состояния детали и ее остаточного ресурса.
Правда, есть один нюанс. Понимая, с какими проблемами им придется вскоре столкнуться после 24 февраля, перевозчики бросились на грузовые разборки и буквально вымели весь более-менее достойный внимания ассортимент. На многих точках остался откровенный хлам. Так что в ряде случаев и грузовая разборка — не панацея.

Народная пословица гласит, что голь на выдумку хитра. И это действительно так. В сложившихся обстоятельствах беспрецедентного санкционного гнета и полного «перекрытия кислорода» российские перевозчики не унывают и не продают свой бизнес. Они активно ищут пути обеспечения технической исправности своего транспорта.

Сразу после событий 24 февраля в короткие сроки был раскуплен весь банковский конфискат: не пропадать же добру! Активнее стали приобретаться аварийные и неисправные автомобили по объявлениям на профильных площадках и сайтах компаний. Магазины запчастей вдоль основных автодорог испытали небывалый наплыв покупателей, многие из которых те же расходники покупали про запас. Такой была первая волна. А сейчас, когда ажиотаж поутих, можно спокойно принять решение о там, как находить альтернативные варианты обеспечения грузовиков всем необходимым.

До недавних пор вариантом экономии при обслуживании и ремонте коммерческой техники были восстановленные запчасти. В рамках Volvo Exchange Program и Scania Exchange выгода по сравнению с покупкой новых запчастей составляла порядка 30 %, а по программе MAN Ecoline — до 50 %. Самыми востребованными позициями в таком бизнесе были комплекты сцепления, насосы системы охлаждения и насос-форсунки. Такие детали можно было получить при обмене старых с доплатой, однако европейцы закрыли и это направление. Теперь дальнобойщики ищут нужные детали в странах, не поддержавших санкции и, в основном, заказывают их по интернету. Наиболее предприимчивые делают покупки партии запчастей «с пробегом» и оформляют доставку через логистические компании или организуют вывоз своими фурами.

Спрос рождает предложение, и в начале весны 2022 года появились посредники, предлагающие привезти нужные автозапчасти через Армению, Казахстан, Турцию, Эстонию. Условия сделки: 100 % предоплата, комиссия 15–25 % от стоимости товара, отсутствие заводской гарантии на детали и никаких строго прописанных сроков доставки. Заказы можно доставлять и из США, например, до Финляндии, оттуда — европейским перевозчиком до границы с РБ или непосредственно в Россию. Цена отправки из Финляндии в РФ — примерно 7 евро за 1 кг груза (недешево, мягко говоря). По срокам: доставка миз Штатов в Финляндию — 10 дней авиатранспортом или 20 дней морем, плюс оттуда в РФ — еще 14 дней. Возможно, кого-то такая схема устроит.
Недавно всех российских перевозчиков порадовало решение властей легализовать параллельный (серый) импорт. Понятно, что в перспективе и часть отечественных производителей наладит производство определенных товарных позиций, хотя это не панацея. А пока представители бизнеса работают по принципу «На бога надейся, а сам не плошай». В грузовых сервисах вырос спрос на углубление протектора и наварку шин ведущих осей, восстановленные аккумуляторы и старое «железо». Транспортные компании стали практиковать выделение из подвижного состава «доноров» — автомобилей, которые никуда не ездят и служат складом запчастей на колесах. Практика показывает, что такой подход себя оправдывает.

Если проблема с поставками запчастей затянется, на худой конец, можно будет переключиться на покупку грузовиков китайского производства. Как говорится, на безрыбье и рак — рыба!

5koleso.ru

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики