Центробанк РФ подготовил проект указания, который предусматривает изменения для расчета стоимости ОСАГО. Помимо того что для всех транспортных средств на 15% расширяется тарифный коридор (правда, помимо мотоциклов, для которых предполагается расширение сразу на 40%), вводится новый подход к определению территориального коэффициента (КТ). Для регионов, которые входят в «красную» зону, он увеличивается в два раза. А поскольку сейчас в такой зоне находятся Новосибирская область и Ингушетия, то именно для их жителей страховка обещает существенно подорожать.
«Банк России предлагает изменить порядок определения территориального коэффициента (КТ). Если в регионе длительное время наблюдается высокий риск недобросовестных действий в ОСАГО, то при расчете стоимости полиса КТ там будет вдвое выше базового значения», — говорится в сообщении Центробанка РФ.
На данный момент к таким регионам относятся Новосибирская область и Ингушетия. Как следствие, если проект указания будет одобрен, то для жителей этих регионов при расчете стоимости полиса ОСАГО будет применять удвоенный территориальный коэффициент.
Кстати, стоит отметить, что еще недавно, в 2023-м году, в «красную зону» входили 12 регионов. За последний год ее покинули Дагестан и Чеченская Республика.
Что касается Ингушетии и Новосибирской области, то на них сейчас приходится лишь 2,1% от всех собранных страховых премий по России, в то время как общий объем выплат по страховке в два раза больше — 4,2%.
«Например, в Новосибирской области выплаты за указанный период превысили сборы на 1,35 млрд. рублей, сформировав наибольший отрицательный разрыв среди всех регионов РФ», — отмечают эксперты информационного проекта «ОСАГО: общественная экспертиза».
Это может говорить о распространенной практике мошеннических и в целом недобросовестных действий в ОСАГО.
Так, по мнению координатора движения «Общество синих ведерок» Петра Шкуматова, причиной может быть активная деятельность т.н. автоюристов, злоупотребляющих правом.
«Эти люди скупают у пострадавших за копейки право требования компенсации по ДТП, заключая договор цессии, а затем уже от их имени, используя сомнительные экспертные заключения, судятся со всеми возможными сторонами, в том числе и с виновниками аварии, добиваясь для себя крупных выплат и штрафов в суде», — поясняет он.
При этом эксперт подчеркивает, что сами пострадавшие в таком случае «денег почти не видят и теряют право на справедливую компенсацию, сталкиваясь с убытками, налогами и проблемами».
Впрочем, какими бы ни были причины того, что Ингушетия и Новосибирская область находятся в «красной» зоне по ОСАГО, расплачиваться за это придется самим жителям этих регионов.
Исправить ситуацию может более внимательное отношение к проблеме со стороны местных властей, считает руководитель проекта Народного фронта «За права заемщиков», координатор платформы «Мошеловка» Евгения Лазарева.
«В ряде регионов, где главы субъектов поставили задачу по выявлению и привлечению к ответственности водителей без полисов, серьезно снизилось количество аварий и случаев страхового мошенничества», — говорит она.
Кроме того, необходимо создание общей федеральной системы мониторинга и выявления страхового мошенничества с функционалом оперативного информационного обмена между рынком, правоохранителями и регулирующими органами, заключает эксперт.
При этом, как следует полагать, новый подход Центробанка к определению территориального коэффициента означает, что его в любой момент могут удвоить и для других регионов — если они попадут в «красную» зону.
Правда, такой принцип работает и в обратную сторону: если ситуация в Ингушетии и Новосибирской области исправится, то ее жители опять будут платить за страховку по обычному КТ.
Территориальный коэффициент пересчитают и для других регионов
Одновременно Центробанк РФ предлагает пересмотреть КТ (как в сторону повышения, так и понижения) для остальных регионов России.
Так, в частности, с учетом показателей текущей убыточности ОСАГО территориальный коэффициент увеличат:
в Республике Алтай (кроме Горно-Алтайска),
в Дагестане,
в Калмыкии (кроме Элисты),
в Якутии (кроме Якутска),
в Тыве,
в Чеченской Республике,
в Ставропольском крае (кроме Буденновска, Георгиевска, Ессентуков, Минеральных Вод, Невинномысска, Пятигорска, Кисловодска, Михайловска и Ставрополя),
в Хабаровском крае (кроме Амурска, Комсомольска-на-Амуре и Хабаровска),
в Магаданской области,
в Смоленской области (кроме Вязьмы, Рославля, Сафонова, Ярцева и Смоленска),
в Еврейской автономной области.
В свою очередь, для 20 населенных пунктов КТ, наоборот, уменьшат. В их число входят:
Сыктавкар и Ухта (Республика Коми),
Чебоксары (Чувашская Республика),
Краснокамск и Пермь (Пермский край),
Котлас и Северодвинск (Архангельская область),
Владимир (Владимирская область),
Вологда и Череповец (Вологодская область),
Иваново (Ивановская область),
Кемерово (Кемеровская область),
Мончегорск и Мурманск (Мурманская область),
Верхняя Салда и Новоуральск (Свердловская область),
Тюмень (Тюменская область),
Сургут и Ханты-Мансийск (ХМАО),
Ноябрьск (ЯНАО).
Тарифный коридор расширят для всех регионов и транспортных средств
Помимо пересмотра территориального коэффициента, проект указания Центробанка также предусматривает расширение в обе стороны тарифного коридора: для мотоциклов — на 40%, для всех остальных транспортных средств — на 15%.
Стоит напомнить, что в предыдущий раз тарифный коридор в ОСАГО был расширен в январе этого года. Правда, тогда это коснулось грузовых автомобилей массой до 16 тонн (на 20%), общественного транспорта (на 11,57%) и мотоциклов (на 20%).
Для легковых автомобилей и тяжелых грузовиков тарифный коридор в ОСАГО не менялся с сентября 2022-го года, когда его расширили сразу на 26%.
Как поясняют в Центробанке, очередной пересмотр тарифных границ необходим для сохранения справедливого ценообразования в условиях роста стоимости запчастей и размера выплат.
«Для обычных автомобилистов тарифный коридор не менялся с сентября 2022-го года. При этом средняя выплата существенно увеличилась: ее значение за 6 месяцев 2025-го года стало на 56% больше, чем за аналогичный период 2022-го года, и на 17% больше, чем за первые 6 месяцев 2024-го года», — отмечают в Банке России.
Однако вместе с тем там заверяют, что «после расширения тарифного коридора страховщики по-прежнему смогут предлагать опытным и аккуратным водителям полисы по невысоким ценам благодаря более корректной тарификации для водителей с высокими убытками».
Проект указания Центробанка РФ будет обсуждаться еще до 7-го сентября 2025-го года.
Таким образом, если документ будет принят, то он начнет действовать только где-то в середине или даже в конце осени.