Сегодня 28 ноября 2022

19.12.2014

11 декабря 2014 г. состоялась конференция «Состояние рынка автогрузоперевозок в СФО в 2014 г.: проблемы, задачи, перспективы», организованная НП «Объединение перевозчиков Сибири» и филиалом АСМАП в СФО. На конференции обсуждались самые актуальные для транспортной отрасли вопросы.

Начальник департамента по инвестиционной политике и территориальному развитию аппарата Полномочного представителя Президента в СФО Иван Гончаров отметил неоценимую роль автомобильных грузоперевозчиков в экономике региона и пожелал конференции успешной работы. «2014 год показал – все зависит от нас! – подчеркнул в приветственном слове руководитель комитета поддержки и развития малого и среднего предпринимательства мэрии Новосибирска Сергей Дьячков. – Почему не прошли поправки в Налоговый, вводящие ежеквартальные сборы для бизнеса (в том числе для грузоперевозок)? Потому что у предпринимателей была жесткая сформированная позиция. Теперь вы воочию убедились, что все зависит от вас! Не сдавайтесь и впредь, и не бойтесь трудностей 2015 года!»
Президент НП «Объединение перевозчиков Сибири» и руководитель филиала АСМАП по СФО Вячеслав Трунаев представил краткий обзор состояния отрасли автогрузоперевозок и ее ключевых проблем. Автоперевозки остаются важнейшей транспортной отраслью: автотранспортом в натуральном выражении перевозится около 70% от общего объема грузоперевозок всеми видами транспорта. Сейчас у профессиональных автоперевозчиков достаточно заказов: в последние месяцы из-за экономических санкций и сокращения импорта и экспорта бизнес переориентировался на отечественные товары и внутрироссийские перевозки стали востребованными. Но, как ни парадоксально, перевозчики оказались в очень сложной экономической ситуации. Стоимость фрахта не растет с 2008 г., но издержки перевозчиков резко выросли: стоимость европейских машин и запчастей поднялась вместе со скачком курса евро, цена топливо постоянно растет. Мало того, фактически нормой стали несвоевременные расчеты грузоотправителей с перевозчиками, отсрочки платежей на 2-3 месяца. При том, что расходы перевозчику отсрочить нельзя – зарплаты, арендные платежи налоги волей-неволей оплачиваются месяц в месяц, топливо также оплачивается по факту или предоплатой. Получается, что нехватка оборотных средств стала основной сегодняшней проблемой транспортных компаний.
Если взять 2014 г. в целом, то отрасль автомобильных грузовых перевозок продолжает переживать стагнацию. По данным Новосибстата, объем грузов, перевезенных автотранспортом в Новосибирской области в первом полугодии 2014 г., составил 8,367 млн. тонн, что на 1,3% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Нужно отметить, что грузооборот автотранспорта в Новосибирской области и без того невелик в сравнении с другими «миллионниками». В 2013 г. он составлял 1,88 млрд т-км, что на 46% меньше, чем в Красноярском крае и на 65% меньше, чем в Свердловской области.
В таких условиях перевозчикам нашего региона сложно выдерживать конкуренцию с федеральными игроками. В результате в рейтинге крупнейших игроков Новосибирского рынка автогрузоперевозок (составленном журналом «Деловой квартал») новосибирские перевозчики просто не фигурируют. Первые места поделили «Деловые линии» (Санкт-Петербург), ЖелДорЭкспедиция (Москва), Первая Экспедиционная Компания (Москва), Байкал Сервис (федеральная компания), Автотрейдинг (Москва).
Среди самых актуальных проблем отрасли Вячеслав Трунаев обозначил кадровую проблему, сложности и противоречия весового контроля, сезонные ограничения, трудности введения системы тахографического контроля, угрозу увеличения финансовой нагрузки.
О несовершенстве весового контроля рассказал следующий докладчик, коммерческий директор ООО «Сибирский Экспедитор», член правления НП «Объединение перевозчиков Сибири» Дмитрий Минор. Ключевой он считает проблему возложения ответственности за соблюдение весовых параметров ТС. Зачастую грузоотправители предоставляют недостоверные сведения о массе и габаритах груза. А водитель не во всех ситуациях может контролировать процесс погрузки. И получается, что добросовестный грузоперевозчик везет груз, который по весу не соответствует заявленному в документах. Согласно п. 3.1 ст.12.21.1 Кодекса об административных нарушениях предоставление грузоотправителем недостоверных сведений о массе и габаритах груза, если это повлекло нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, влечет наложение административного штрафа. Но на практике в спорных ситуациях суд всегда встает на сторону грузоотправителя.
В ноябре стало известно, что Минтранс разработал поправки в КоАП, которые вводят ответственность грузоотправителя за перевозку грузов с превышением допустимой массы без специального разрешения. Штрафы могут составить от 150 000 до 500 000 руб. в зависимости от веса. Кроме того гласно законопроекту, перед отправкой грузоотправитель должен будет взвесить груз, пломбировать фуру и выдать водителю сертификат о взвешивании. Тогда на пунктах весового контроля можно будет определить, был ли допустимый вес превышен изначально или машина захватила дополнительный груз по ходу следования. Д.Минор считает эти изменения прогрессивными и констатирует, что их применение на практике решит ряд сложностей.
Второй проблемой перевозчик назвал использование динамических весов. Динамические весы (комплекс UnicamWIM, взвешивает автомобили в движении) с 2013 г. используют в Новосибирске на посту весового контроля на Советском шоссе. Региональное Министерство транспорта и дорожного хозяйства озвучило планы об увеличении числа динамических весов в НСО. Но еще в ноябре 2013 г. местные грузоперевозчики усомнились в объективности взвешивания системой UnicamWIM. «На нашу компанию наложили четыре штрафа за превышение максимальной массы груза на основании очевидно ложных показаний весов, — говорит Д.Минор. — Пример: в то время как совокупная масса нашего тягача с полуприцепом (по ПТС) и груза (по накладной) составляли 35 тонн, динамические весы зафиксировали больше 43 тонн!!»
«Объединение перевозчиков Сибири» изучило свидетельство об утверждении типа средств измерений, выданное UnicamWIM Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. В описании типа в разделе «назначение» указано, что весы осуществляют сбор и хранение результатов измерения для предварительного отбора потенциально перегруженных и негабаритных автомобилей. Из этого можно сделать вывод, что весовая система не предназначена для наложения административных взысканий за нарушения правил перевозки грузов. В то же время на основании результатов измерения весов, без контрольного взвешивания, к грузоперевозчикам регулярно применяют наказания. Кроме того, из описания типа весов следует, что система при измерении общей массы автомобиля допускает погрешность в пределах 5%; при измерении массы, приходящейся на ось, в пределах 10%; а при измерении массы, приходящейся на ось в группе осей, погрешность может достигать 11%! Эти диапазоны не соответствуют пределам допускаемой погрешности, закрепленным в ГОСТ 30414-96.
Управляющий директор ООО «Инвестхимпром», председатель регионального Совета филиала АСМАП в СФО Сергей Колосов рассказал об одной из самых насущных проблем международных перевозчиков – транзите в КНР через Казахстан. Как известно, до середины 2013 г. перевозчики из Алтайского края, Новосибирской, Омской и Кемеровской областей перемещали грузы в Китай и из Китая транзитом через Казахстан. Однако, интерес к рынку Поднебесной почувствовало правительство Казахстана, решив оттеснить иностранных перевозчиков. В результате закрыло въезд на территорию Китая с территории Казахстана российским перевозчикам. Но 12 сентября 2014 г. на саммите Шанхайской организации сотрудничества было подписано соглашение о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок. Оно предусматривает, что с 2018 по 2020 гг. для международных автомобильных перевозок открывается в частности, маршрут «Барнаул — Урумчи», перевозчики считают это большой подвижкой в решении проблемы.
О неоднозначной роли сезонных ограничений движения транспорта рассказал директор ООО «Автокомпас», председатель правления
НП «Объединение перевозчиков Сибири» Николай Пенягин. В 2014 году, как и в предшествующие годы в период весенней распутицы, балансодержатели территориальных и муниципальных дорог вводили для большегрузов ограничения нагрузки на ось. В частности, в Новосибирской области с 14.04.2014 по 13.05.2014 нагрузка ограничивалась пятью тоннами, а в Кемеровской области с 21.04.2014 по 20.05.2014 – шестью тоннами. Такое ограничение означает по сути полный запрет передвижения. Для справки: нагрузка на одиночную переднюю ось пустого автопоезда Scania P-340 с полуприцепом уже составляет 5,4 тонн. Получается, что при максимальной допустимой нагрузке 5-6 тонн на одиночную ось движение даже незагруженного стандартного автопоезда европейского производства автоматически попадает под нарушение.
У перевозчиков остается возможность использования федеральных трасс, но они не являются непрерывными. В частности, федеральная дорога проходит через г.Кемерово, а объездной трассы пока не существует. Проблема перемещения транзитного грузового автотранспорта в направлении «г.Новосибирск- г.Красноярск» становится неразрешимой. Аналогичная ситуация возникает при перемещении грузов по федеральным трассам М51 –М52 со стороны г.Омска через г.Новосибирск в г.Барнаул (объездной дороги не существует). Фактически грузовики продолжают перемещаться, но здесь в дело вступает коррупционная составляющая.
Вторая неразрешимая проблема встает в ситуации, когда пункты выгрузки (например, склады контрагентов) находятся внутри города. В обычаях делового оборота действует принцип доставки груза «от двери к двери», но в подъездах к г.Новосибирску и к г.Кемерово нет необходимых логистических центров для перегруза фуры в автомобили меньшего размера, поэтому перевозчики в большинстве случаев движутся по городу под угрозой штрафа. Отметим, что в большинстве случаев и сами транспортные компании базируются в черте города.
В то же время грузоперевозчики Сибирского региона намерены вести добросовестную деятельность в соответствии с законом. Полагаем, что отмеченные нами препятствия волнуют автогрузоперевозчиков и других регионов России.
«В апреле мы обращались в Минэкономразвития РФ с просьбой разъяснить принципы перемещения в условиях сезонных ограничений движения, — заявил Н.Пенягин. — МЭР рассмотрело наше письмо и провело экспертизу приказа Министерства транспорта РФ № 211, которым утверждается порядок осуществления временных ограничений. МЭР заключило, что целый ряд норм приказа не соответствует законодательству.
В частности, МЭР в своем заключении отмечает, что на практике временные ограничения движения транспортных средств устанавливаются одновременно на автомобильных дорогах федерального и регионального значения. В ряде случаев это приводит к фактическому отсутствию маршрутов объездов участков дорог, на которых вводятся ограничения, а значит, не исполняется обязанность по организации дорожного движения, закрепленная законом № 257-ФЗ».
Гендиректор ООО «Фирма «Никалид», член правления АСМАП Николай Кондратьев рассказал о роли АСМАП в развитии отрасли международных автогрузоперевозок. Были отмечены конкретные действия Ассоциации. В частности, в сентябре 2014 г. на государственном уровне обсуждалось и решение вопросов благоустройства и модернизации границ (прежде всего, основных МАПП в СФО — Забайкальск и Кяхта). На местном уровне по инициативе филиала АСМАП решен вопрос об изменении работы МАПП «Забайкальск» для трудового нормирования. Начало движения грузовых ТС перенесено с 10.00 на 9.00. Изменение вступит в силу с 15.12.2014. В будущем движение было бы целесообразно сделать круглосуточным, считают в АСМАП.
Заместитель директора ООО «Лонгран-Логистик» Алина Атланова доложила о ситуации растущего дефицита кадров в сфере грузоперевозок.
Средний возраст водителей в компаниях-членах НП «ОПС» – 47-50 лет, то есть – близкий к пенсионному. Иными словами, мы стоим на пороге кадровой катастрофы. Ее не удастся избежать, если не предпринять мер по привлечению в отрасль молодежи. Отметим, что «благодаря» высокому среднему возрасту не во всех компаниях 100% водителей пригодны по состоянию здоровья к длительным междугородним рейсам.
Следующая проблема – подготовленность кадров. 40% водителей компаний не имеют надлежащего опыта вождения европейских магистральных автопоездов, в то время как автомобили указанной категории преобладают в парках всех современных грузоперевозчиков.
Ситуация острого дефицита квалифицированных сознательных водителей, когда работник правит бал на рынке труда, во многом осложняет работу компаний-грузоперевозчиков. Такое положение может привести к самым непредсказуемым последствиям не только для отрасли, но и для общественной безопасности.
Совместно с Министерством труда, занятости и трудовых ресурсов НСО, УГИБДД ГУ МВД России по НСО и СибУГАДН был проведен «круглый стол» «Кадры в сфере грузоперевозок: проблемы и пути решения». По итогам круглого стола подписана резолюция, в которую мы включили меры, необходимые для изменения ситуации. А.Атланова выразила надежду, что они будут реализованы в 2015 г.
Об основных проблемах, возникающих при реализации программы оснащения транспортных средств системой тахографии рассказал заместитель директора по автотранспорту ООО «Байт-Транзит-Континент» Сергей Пронюшкин.
Приказ Минтранса РФ № 273 от 21.08.2013 г. обязал российских перевозчиков оснастить грузовики и автобусы тахографами. Сроки оснащения установлены в зависимости от вида транспорта. Подавляющее большинство российских грузоперевозчиков должны уложиться в сроки до 1 апреля 2014 г. и до 1 июля 2014 г. Однако выполнение требований Приказа № 273 С.Пронюшкин считает проблематичным в силу ряда причин.
Во-первых, бесперебойное оформление и выдачи карт тахографа возможно только, если карты будут изготавливать и выдавать в каждом субъекте федерации либо в городах-миллионниках. Такая система организации вытекает из необходимости соблюдения нормативных требований; в частности, требования о замене карты в случае ее утери в течение 14-дневного срока. Учитывая, что по оценке Росавтотранса, тахографами нужно оснастить до 4,7 млн. единиц транспортных средств, перевозчики считают целесообразным отложить срок обязательного оснащения тахографами по регламенту ЕСТР до момента организации работы по оформлению и выдачи карт в регионах.
Во-вторых, по мнению С.Пронюшкина, введение системы тахографического контроля по регламенту ЕСТР возможно только после обустройства дорожного сервиса, позволяющего выполнять требования регламента о режиме труда и отдыха водителей. Прежде всего, на трассах должны быть оборудованы охраняемые стоянки и места отдыха водителей. В то же время сейчас на некоторых трассах РФ (особенно в восточном направлении: от Красноярска до Владивостока) на отрезках от 200 до 400 км нет ни одной стоянки и ни одной АЗС. Эту проблему, по нашему мнению, необходимо решить до вступления в силу требований об оснащении тахографами.
В-третьих, для результативной работы системы контроля необходима подготовка водителей к использованию тахографов. Вариант решения этой проблемы докладчик видит в дополнении программ в учебных заведениях, которые находятся в ведении Ространснадзора. Целесообразно включить в программу для учащихся на водителей категорий C, E, D обязательный курс обучения пользованию тахографами. Помимо этого, необходимо создание государственной программы бесплатной подготовки к использованию тахографов для необученных водителей. Перечисленные меры позволят наладить действенный тахографический контроль.
О состоянии безопасности дорожного движения на дорогах общего пользования в НСО в 2014 г. рассказал ВРИО заместителя начальника главного управления МВД по Новосибирской области, начальник УГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области Сергей Штельмах. Спикер заявил, что взаимодействие с «Объединением перевозчиков Сибири» дает положительные результаты. В частности, совместно удалось сделать организацию перевозок в регионе более цивилизованной. В то же время С.Штельмах отметил негативную динамику ДТП с участием грузовых транспортных средств. В 2014 г. доля таких аварий увеличилась, в том числе общее число погибших (123) и получивших травмы (396). Каждое шестое ДТП происходит с участием грузового автомобиля (347), из них каждое второе по вине водителя грузовика (155). При этом более 600 водителей грузовиков были задержаны в состоянии алкогольного опьянения. Почти 70% ДТП – это столкновения. Основные нарушения со стороны профессиональных водителей грузовиков – это превышение скорости, выезд на полосу встречного движения, неправильный выбор дистанции и очередности проезда.
Особо аварийными для грузовиков в текущем году стали трассы в Коченевском, Чановском и Искитимском районах. Отмечено, что в темное время суток в осенне-зимний период аварийность и число травм возрастает втрое.
С.Штельмах выразил уверенность, что совместно с НП «ОПС» УГИБДД найдет и предпримет необходимые меры по профилактике правонарушений грузового автотранспорта.
Заместитель начальника Сибирского управления Госавтодорнадзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Виктор Жиглов доложил об исполнении требований приказа Минтранса РФ №7 и введении в действие с 2015 г. требований Федерального закона №352. Важные изменения в законодательство о международных перевозках устанавливают дополнительную ответственность иностранных перевозчиков, пояснил В.Жиглов. Теперь, если перевозка допускается без российского разрешения или в соответствии с многосторонним разрешением, иностранному перевозчику выдается учетный талон. Такой талон перевозчик обязан получать или сдавать в пункте пропуска через границу. Кроме того, ФЗ №352 закрепляет понятие «груз третьего государства», что способствует решению проблемы транзита российских грузов через Казахстан.
Закрывая конференцию, В.Трунаев подчеркнул, что участие профессиональных объединений в общественно-политической жизни и их влияние на принятие тех или иных государственных решений может быть еще более действенным и плодотворным. По итогам конференции будет принята резолюция, в которой будут зафиксированы конкретные меры по решению отраслевых проблем, выработанные в ходе мероприятия.#photogal id=19#

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики