8 октября под Новосибирском состоялось расширенное совещание руководителей и сотрудников автотранспортных предприятий Сибирского региона по самому злободневному для них вопросу. Обсуждалось вступление в силу Постановления Правительства РФ № 504, по которому через месяц с большегрузов должны взимать плату «за ущерб, причиненный федеральным дорогам». Около пятисот перевозчиков, собравшихся на мероприятие, единодушно признали, что действие Постановления приведет к банкротству отрасли. Транспортники массово подписывали обращение к Президенту об отсрочке введения системы взимания платы, подготовленное Сибирской ассоциацией автомобильных перевозчиков (СААП).
Мероприятие открыл руководитель филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) по СФО и президент СААП Вячеслав Трунаев. «Всем понятно, что необходимы средства на строительство новых и содержание существующих дорог! – заявил спикер. – Непонятно другое. Во-первых, зачем для этих целей потребовалось городить такую громоздкую многозвеньевую систему, содержать огромную армию контролеров? Можно было пойти простым и незатратным путем: увеличив акциз, например. Во-вторых, каким образом чиновники вычислили цифру платежа — 3,73 руб. за км? Учитывал ли кто-нибудь среднюю финансовую нагрузку на автогрузоперевозчика? Я приведу элементарные арифметические расчеты о влиянии этих сборов применительно к нашей самой большой статье расходов – топливных затрат. Средний расход топлива магистрального автопоезда 33 л/100 км. Стоимость топлива — 34 руб/литр. При этом стоимость пробега одного ТС на 100 км составляет 1122 руб. (я не беру во внимание амортизацию). При включении в эту стоимость затрат 3руб.73 коп. сумма сразу поднимется до 1495 руб. Получится, что цена 1 литра бензина составит уже 45 руб. 30 копеек.
В-третьих, почему европейский опыт всегда предполагает длительный период «обкатки» системы платы за дороги, а у нас «Платон» будет действовать с первого дня запуска и, более того, будут сразу же применяться штрафы от 400 000 до 1 000 000 руб.! СААП подготовила обращение к Президенту РФ, в котором мы требуем:
1. Перенести срок введения системы «Платон» на 1 января 2019 года с обязательным установлением периода для тестирования системы (не менее 6 месяцев), в течение которого не будет взиматься плата с перевозчиков и не будут применяться штрафные санкции.
2. Решить вопрос о понижении размера платы по дорогам федерального значения до суммы не выше 1 руб. на километр пробега.
3. Пересмотреть принцип предоплаты, заложенный в п.9 Постановления Правительства №504 от 14 июня 2013 г. Ведь в наших обычаях делового оборота принято, что клиенты оплачивают перевозку с отсрочкой от 1,5 до 2 месяцев. О какой предоплате может идти речь? Платежи должны вноситься после осуществления перевозки!»
Трунаева поддержали другие перевозчики. Индивидуальный предприниматель Александр Паладыч поставил под вопрос правомерность самого термина «ущерб, причиняемый дорогам» по отношению к грузоперевозчикам. «Дороги построены для того, чтобы по ним перемещался не только легковой, но и грузовой транспорт! – отметил выступающий. – Для грузовиков существуют определенные весовые нормативы. Если перевозчик их соблюдает, то речи об ущербе быть не может: ущерб могут причинять только противоправные действия. Большинство выступающих отметили небоеспособность» системы «Платон», отсутствие информации о количестве изготовленных бортовых устройств (трекеров), об установке специальных рамок (порталов), а также автомобилей мобильного контроля.
Приглашенный на совещание директор сибирского филиала «РТ-Инвест Транспортные Системы» (оператор «Платона») Денис Крылов сообщил, что возмещение ущерба, причиняемого дорогам предусмотрено федеральным законодательством, и что взимание платы обязательно начнется с 15 ноября. По словам Крылова, готовы к работе система обработки данных, сайт platon.ru, колл-центр, идет установка системы стационарного и мобильного контроля. Что касается трекеров, то перевозчик может получить их безвозмездно по заявке, сообщил Крылов. В этом усомнился замдиректора по транспорту компании «Байт-Транзит-Континент» Сергей Пронюшкин, по версии которого в типовых договорах, размещенных на сайте Росавтодора, предусмотрена передача перевозчиком залога для получения трекера.
Один из перевозчиков задал Крылову вопрос: «Будете ли Вы ходить на работу, если Вам сократят зарплату процентов на 80 ?»
«Конечно, нет,» — последовал спокойный ответ.
Участник совещания из Бийска, гендиректор компании «БийскТрансСервис» Евгений Глушков отметил, что речь Крылова была не в пример хладнокровней выступлений перевозчиков. «Все потому, что для нас сегодняшняя тема – вопрос жизни и смерти! – убежден Глушков. – Если система взимания платы будет введена, то перевозки отечественных компаний станут на 15% дороже, чем перевозки белорусов и казахов. А это означает полную утрату нами конкурентоспособности!»
«Мы обсуждаем сейчас технологические особенности гильотины, которая в любом случае будет рубить головы!» — беспощадно резюмировал предправления СААП, директор компании «Автокомпас» Николай Пенягин.
Перевозчики потянулись подписывать обращение к президенту Путину, озвученное Вячеславом Трунаевым. Было собрано более трехсот подписей. Часть транспортников приняла решение включиться в сбор подписей других компаний через интернет. Обращение будет направлено адресату в ближайшее время#photogal id=24#.