Сегодня 23 декабря 2024

26.08.2014

В газете «Континент-Сибирь» была опубликована колонка президента НП «ОПС» Вячеслава Трунаева о правовой коллизии, которая препятствует перемещению грузов в Китай через Казахстан и о том, почему разрешение этой ситуации сейчас как никогда актуальна.

Вячеслав Трунаев: Перевозчики пойдут на Восток

Введение экономических санкций способно дать внушительный импульс развитию грузоперевозок на китайском и монгольском направлениях. В новой ситуации наши сибирские автотранспортные компании могут сильно выиграть. Правда, для этого нужно решить проблему торгового сообщения с Китаем через Казахстан.

Как известно, в ответ на присоединение Крыма к России США, Евросоюз, Канада и ряд других стран установили экономические санкции по отношению к России. В частности, установлен запрет на инвестиции в ряд секторов, а также запрет на покупку у России более 250 наименований товаров. 6 августа президент РФ Владимир Путин ввел сроком на один год запрет на импорт продовольствия из стран, которые ввели санкции против России. Все это должно сильно оживить торговый оборот России с восточными соседями, в частности, Монголией и Китаем, а значит, и автогрузоперевозки в этом направлении. Китай давно стал одним из ключевых партнеров России, а Монголия в силу продовольственного эмбарго может стать одним из основных поставщиков качественных продуктов, и в первую очередь мяса. Здесь кроется большой потенциал для роста нашей автотранспортной отрасли, которая в последние несколько лет находится в стагнации. Можно прогнозировать, что сейчас те сибирские перевозчики, которые работали на европейском направлении, а также на внутрироссийских рейсах, будут переориентироваться на Монголию и Китай. Могу сказать, что даже до введения санкций автоперевозки грузов из Европы стали терять в рентабельности. Собственно, как и все перевозки в западном направлении. Стоимость фрахта за перевозку из Новосибирска в Москву в 2,5–3 раза дешевле обратного маршрута. Кстати говоря, и перевозчики из Центрального, Приволжского округов проявляют сейчас повышенный интерес к восточным направлениям: в последнее время они не раз звонили мне с вопросами о китайских и монгольских маршрутах.

Конечно, у западносибирских транспортников есть географическое конкурентное преимущество, но для того, чтобы они по-настоящему выросли в новой рыночной конъюнктуре, необходимо решить важную проблему. До середины 2013 года перевозчики из Алтайского края, Новосибирской, Омской и Кемеровской областей перемещали грузы из Китая транзитом через Казахстан. Однако интерес к рынку Поднебесной почувствовало правительство Казахстана, решив оттеснить иностранных перевозчиков. Результатом протекционистской политики Казахстана явилось решение администрации Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) КНР с июля 2013 года закрыть въезд на территорию СУАР с территории Казахстана российским перевозчикам.

Китайцы обосновали свое решение тем, что до 2013 года пропуск российских автомобилей в Китай через Казахстан производился в нарушение действующего Межправительственного соглашения о международном автомобильном сообщении от 18.12.1992. По Соглашению автоперевозки между Россией и Китаем должны выполняться на основании разрешений через пограничные пункты, открытые для двустороннего сообщения, и по дорогам, утвержденным обеими сторонами. Есть у перевозчиков другой маршрут в Китай — через автомобильный погранпереход Забайкальск — Манчьжурия. Но для западносибирских перевозчиков этот путь в 2,5 раза длинней и, соответственно, затратней. Поэтому для освоения перспектив российско-китайских перевозок необходимо решить вопрос с въездом в Китай транзитом через Казахстан. С этим предложением мы обратились к полномочному представителю Президента РФ в СФО и нашли поддержку. Наболевший вопрос включали в перечень рассматриваемых вопросов 17-го и 18-го заседаний Рабочей группы по транспорту и автомобильным дорогам Подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта Комиссии по подготовке регулярных встреч Глав правительств РФ и КНР.

Хотим еще раз публично обратиться к руководителям регионального и федерального уровня! По нашему глубокому убеждению, нет абсолютно никаких признаков нарушения двустороннего Соглашения со стороны российских перевозчиков при пересечении китайской границы с территории Казахстана.

Мировая практика применения разрешительной системы при двусторонних перевозках грузов автомобильным транспортом предполагает въезд перевозчиков одной договаривающейся стороны на территорию другой стороны через автомобильные пункты пропуска, расположенные как на общей границе, так и с территории третьих стран.

Отрасль автогрузоперевозок должна подняться в полный рост: объемы перевозок грузов и пассажиров автотранспортом, так же, как и развитие дорожной инфраструктуры, говорят об уровне развития страны в целом. По данным Союза автотранспортников Республики Казахстан, общий объем транзитных грузов через Казахстан в 2012 году составил 17,8 млн тн, объем доходов от которых превысил 1 млрд долларов США. При этом на долю автотранспорта приходится 1,46 млн тонн (в 2013 году грузопоток в Казахстане вырос на автомобильном транспорте на 9,8%). Основной объем в структуре транзитных перевозок занимает Россия (50%).

Но для того, чтобы автоперевозчики использовали в полной мере свои шансы, власть должна оказать практическую помощь отрасли автогрузоперевозок, создать благоприятные условия для работы российского перевозчика, решить обозначенную нами проблему путем двусторонних переговоров между Россией и Китаем.

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики