Госдума приняла во втором чтении законопроект, ужесточающий наказание для дорожников, забывших, например, установить знаки или ограждения во время работ на трассе и в целом допускающих нарушения технологии работ. При этом впервые вводится штраф до полумиллиона рублей для случаев, когда водитель попал в ДТП по вине дорожников и получил увечья. Представители дорожной отрасли говорят, что прежде, чем карать за низкое качество выполненных работ, нужно обеспечить регионы финансированием.
Законопроект, разработанный МВД и внесенный в парламент еще в 2016 году, вносит правки в КоАП. Ст. 12.34 сегодня устанавливает санкции за «несоблюдение требований безопасности движения при ремонте или реконструкции дорог» — под этим подразумевается, к примеру, отсутствие предупреждающих знаков, ограждений и т. д. Максимальный штраф для должностных лиц будет увеличен с 3 тыс. руб. до 30 тыс. руб., а для юридических лиц вводится штрафная вилка 200-300 тыс. руб. вместо безальтернативных 300 тыс. руб. Вводится и новый состав: если допущенные нарушения привели к причинению вреда здоровью потерпевшего легкой или средней тяжести (например, если гражданин не увидел строительные ограждения и попал в ДТП), максимальный штраф для должностных лиц составит 100 тыс. руб., для юридических — 500 тыс. руб.
Поправки вносятся и в ст. 19.5 КоАП, которой предусмотрена общая санкция за «невыполнение в срок законного предписания» госоргана или должностного лица: сейчас штраф достигает 2 тыс. руб. для должностных лиц и 20 тыс. руб. — для юрлиц. После принятия закона для случаев, когда дорожник отказывается выполнить предписание ГИБДД (убрать наледь, залатать дыру, восстановить разметку, знак и т. д.), появится отдельное наказание: до 50 тыс. руб. для должностных лиц (до 100 тыс. руб. или дисквалификация при повторном нарушении) и до 200 тыс. руб. для юрлиц (до 300 тыс. руб. при повторном правонарушении).
Существующие санкции «неэффективны», поясняют в МВД, что подтверждается статистикой. В 2014 году зарегистрировано 59,9 тыс. ДТП, в которых неудовлетворительные дорожные условия были сопутствующим фактором, в 2015 году их было уже 63 тыс., в 2016 году — более 63,3 тыс. (данные за 11 месяцев). Растет и количество предписаний, выписываемых ГИБДД по ст. 19.5 КоАП, в 2014 году их было 313 тыс.
«Требования к подрядчикам должны быть ужесточены,— заявили «Ъ» в пресс-службе Росавтодора.— Правильная организация информирования водителей в местах производства дорожных работ — залог безаварийного движения». Юрист эксперт по безопасности дорожного движения Катерина Соловьева законопроект также поддержала, но отметила, что довольно часто Госавтоинспекция, составляя протоколы по ст. 12.34 КоАП (в 2016 году было возбуждено 82,5 тыс. дел), просто не успевает в предусмотренный двухмесячный срок найти и привлечь юридическое или должностное лицо к ответственности.
В ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами РАДОР выступили против поправок, обратившись с письмом в Госдуму (есть в распоряжении «Ъ»). «Содержание региональных дорог, а их более 516 тыс. км в России, финансируется всего на 32% от необходимого, ремонт — на 27%, капремонт — на 2%,— пояснил «Ъ» гендиректор ассоциации Игорь Старыгин.— Привести всю дорожную сесть в нормативное состояние не на что. Но мы понимаем, что ответственность должна быть жесткая, поэтому предлагали Госдуме компромиссный вариант». В РАДОР указывали на норму КоАП, освобождающую от ответственности чиновников, если в ходе расследования выясняется, что муниципалитет запрашивал определенную сумму на содержание дороги, но денег власти не выделили.
«Нужно прописать такие же условия и для региональных дорожных организаций,— изложил суть предложения господин Старыгин.— Если этого не сделать, огромное количество специалистов-дорожников и подрядчиков после уплаты новых штрафов просто вынуждены будут уйти с рынка». Отметим, что в 2016 году Росавтодор направил в регионы финансовую помощь (в виде межбюджетных трансфертов) в размере 96,4 млрд руб. для выполнения местных программ по дорожному хозяйству.
«Поправки РАДОР противоречат концепции законопроекта — усилить ответственность для нарушающих правила дорожников,— пояснил «Ъ» первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков.— Сейчас вообще нет наказания для случаев, когда нанесен вред здоровью в результате ДТП по вине дорожников, и нужно этот пробел закрыть. Люди теряют не только колеса и подвеску из-за отсутствующих ограждений и знаков, но и здоровье губят. Проблемы финансирования не должны быть причиной, чтобы не принимать поправки».
Иван Буранов